Экономика

Путин объявил Европе тотальную энергетическую войну

Российская дезинформационная машина постоянно пытается придать альтернативную трактовку реалиям своей разрушительной войны в Украине. Но создавалось впечатление, что Кремлю не удалось придумать правдоподобное объяснение постоянному прекращению подачи газа по газопроводу "Северный поток - 1" в Европу.

Даже немецкий промышленный гигант Siemens, который занимается обслуживанием газопровода, поспешил опровергнуть заявления России о невозможности проведения ремонтных работ на этом газопроводе, пишут Экономические новости со ссылкой на The Telegraph.

Но во всем мире понимают, что происходит: закрыв один из важнейших маршрутов поставок газа в Европу всего через несколько часов после того, как группа стран “Большой семерки” обнародовала планы по введению ценового ограничения на экспорт российской нефти, Владимир Путин сыграл на опережение Запада и объявил тотальную энергетическую войну.

Министерство экономики Германии, как и его французские коллеги, поспешили отметить, что ЕС спешно готовится к жизни без российских углеводородов с тех пор, как стало ясно, что Путин готов использовать российский экспорт энергоносителей в качестве оружия.

Тем не менее лидеры ЕС были менее откровенны в том, насколько легкомысленно они отнеслись к осознанию этой угрозы. Действительно, Запад самонадеянно полагал, что может продолжать полагаться на российские энергоресурсы, одновременно пытаясь подорвать его экономику санкциями.

Даже сейчас, когда ЕС столкнулся с катастрофическим энергетическим кризисом, элиты всего континента по умолчанию стараются преуменьшить последствия полного прекращения поставок со стороны Кремля. Это в высшей степени неискренне.

Действительно, поставки газа в Германию из России сократились до 20 процентов от уровня, существовавшего до вторжения. Также верно и то, что Европа в конце концов научится жить без путинского ископаемого топлива. Обратного пути уже точно нет.

Но эта перспектива, похоже, не учитывает промежуточный период, когда Европа будет вынуждена вступить в период трансформации, пытаясь найти альтернативные источники энергии как внутри ЕС, так и за рубежом, а потребители будут вынуждены резко сократить их использование.

Финансовые рынки, по крайней мере, осознают потенциальные последствия. В понедельник курс евро впервые за два десятилетия опустился ниже $0,99, а базовые европейские цены на газ подскочили на 35%, что стало самым явным признаком опасений, что энергетический кризис может привести к более масштабным экономическим и финансовым потрясениям.

Нервозность инвесторов усилилась из-за ожиданий того, что Европейский центральный банк готов провести самое значительное повышение процентных ставок с момента создания евро, поскольку он борется за то, чтобы взять под контроль растущую инфляцию.

Экономисты ожидают, что ЕЦБ повысит ключевые процентные ставки на 0,75 процентных пункта в конце этой недели, после того как стало известно, что цены за год по август выросли на рекордные 9,1 процентных пункта. Это будет самое большое повышение ставки с момента создания единой валюты в 1999 году.

Лидеры ЕС, похоже, больше довольны тем, что порицают Путина как ненадежного торгового партнера, как будто в этом вопросе еще не все решено. Действительно, Кремлю не потребовалось много времени, чтобы признать, что он фактически держит Европу в качестве выкупа за “Северный поток”.

Версия об “нефтяной утечке”, объясняющая причины постоянного отключения газопровода “Северный поток”, продержалась целых три дня, прежде чем Москва в конце концов рассказала все начистоту. Поставки в Европу не возобновятся в полном объеме, пока “коллективный Запад” не снимет санкции, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Это гонка за то, кто первым сможет нанести наибольший материальный ущерб другой стороне. Поскольку Европа полна решимости отучиться от импорта российской нефти и газа в соответствии со своими собственными тщательно выверенными временными рамками, Путин решил ускорить процесс развода и сделать его как можно более болезненным, чтобы подорвать поддержку Украины среди европейских избирателей.

Тем временем европейские державы, похоже, возлагают свои надежды почти полностью на газовые хранилища. Брюссель поставил цель заполнить резервы до 80% к ноябрю, а Германия уже превысила этот показатель к концу августа после безумной гонки за поставками и сейчас достигла 85%. Франция находится на уровне 92%. Италия достигла 83%.

При поддержке государственных кредитов поставщики энергии провели лето, собирая как можно больше газа по любой цене, но чиновники признают, что даже при почти полном объеме хранилищ у Германии достаточно газа только на два с половиной месяца спроса, если Россия отключит поставки.

В других странах некоторые придерживаются мнения, что “Северный поток – 1” составляет лишь незначительную часть годового спроса Германии. В любом случае его закрытие является показателем того, как далеко готов зайти Путин. Аналитический центр Bruegel считает, что Европа должна быть готова к зиме с “нулевым российским газом”.

За кулисами ощущается паника, поскольку Европа фактически поставлена на военные рельсы. Промышленность сокращает производство. По словам председателя Комиссии ЕС Урсулы фон дер Ляйен, следующим шагом может стать ограничение цен и предоставление чрезвычайных кредитных линий энергетическим компаниям, испытывающим проблемы с ликвидностью. Последним этапом станет физическое ограничение поставок на заводы и в другие энергоемкие отрасли.

Отключения и нормирование, вероятно, станут предвестниками резкой рецессии. Уровень жизни резко упадет. Это станет самым серьезным испытанием европейского единства со времен кризиса суверенного долга, охватившего континент десять лет назад.

Елена Каденко