По следам разгоревшегося в украинском политикуме скандала глава ФГИУ рассказал о том, как скажется отставка Абромавичуса на создании госхолдинга, и подробнее – о влиянии Кононенко и Мартыненко на энергетику.
Вопрос: О создании холдинга МЭРТ и ФГИ говорят с начала прошлого лета. Сейчас, с отставкой Абромавичуса, идея под угрозой?
Ответ: Во-первых, отставку Айвараса парламент еще не принял. Во-вторых, концепция готова, ее можно реализовывать, она не завязана на личностях. Гораздо важнее – идея и ее воплощение в жизнь.
В: И в чем состоит эта идея?
О: В том, чтобы министерства не занимались несвойственной им деятельностью – управлением предприятиями. Во-первых, в нынешней ситуации, при отсутствии денег в бюджете, невозможности вкладывать в предприятия и нанимать высокопрофессиональный менеджмент, они не способны управлять госактивами эффективно. Во-вторых, все это порождает коррупцию и попытки министерств делить влияние на конкретные предприятия – вместо того чтобы заниматься регулированием отрасли.
В: Вы говорили в недавнем интервью УП, что Кононенко имеет влияние на энергетику. Можно подробнее?
О: Естественно, имеет влияние – в рамках работы профильного комитета парламента по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, он же входит в этот комитет. Кононенко не раз в интервью заявлял, что ему интересна энергетика – именно поэтому он вошел в комитет по топливно-энергетическому комплексу и ядерной безопасности. То же касается и Мартыненко, который, будучи главой этого комитета, всегда четко озвучивал свою позицию по энергетическим вопросам.
В: В интервью это звучало иначе.
О: Вы имеете в виду – в заголовке? Он вырван из контекста, а потому в нынешней атмосфере скандала приобретает дополнительные смыслы, которых в нем нет. Да, названные люди по роду деятельности имеют или имели влияние на энергетику и на энергетические компании. Точно так же, как многие парламентарии и министры имеют влияние на профильные предприятия. Чтобы уменьшить это влияние как явление в целом и была разработана концепция государственного холдинга, приватизации большей части государственных активов.
В: Есть ли уже понимание количества и точный список предприятий, которые войдут в холдинг?
О: Пока в работе. Обнародовать его раньше времени означает спровоцировать никому не нужный скандал.
В: Но о примерном количестве и критериях отбора предприятий для передачи их в управление предполагаемого холдинга можно говорить?
О: Можно говорить о нескольких десятках предприятий, которые являются стратегически важными для государства. Их можно будет скомпоновать по отраслям: отдельно – трубопроводы, отдельно – газодобывающие предприятия, энергетические, банк земли, порты и так далее.
В: Министерства и ФГИУ управляют гораздо большим количеством предприятий, чем «несколько десятков». Что будет с остальными?
О: Для начала надо будет провести инвентаризацию на всех предприятиях, чтобы составить общую картину. Предварительно около трети, скорей всего, пойдут на ликвидацию. Несколько десятков – в холдинг, остальные – на приватизацию.
В: Подходящая ли сейчас ситуация, чтобы продавать госимущество? Еще летом были сомнения в том, что время выгодное, а сейчас ситуация на глобальных рынках ухудшилась, в украинской экономике – тоже, гривна еще больше обесценилась. Возможно, стоит подождать?
О: Чего подождать? Чтобы ситуация стала еще хуже, а предприятия без инвестиций еще больше обесценились? Нам надо не упустить те шансы, которые у нас еще остались. Приватизация сейчас может выполнить две важнейшие функции. Во-первых, она открывает двери для инвестиций – прежде всего, иностранных. Что это значит? Это значит, что производство будет модернизировано, экономика получит шанс на восстановление, а в стране изменятся правила ведения бизнеса. Во-вторых, приватизация принесет доход в бюджет – и от продажи, и, впоследствии, – от налогов. И тогда правительству не понадобится ходить с протянутой рукой и искать пути наполнения бюджета за счет кредитов.
В: Каким будет формат организации, которая займется управлением оставшимися госпредприятиями?
О: Да не важен формат! В миллионный раз пытаюсь объяснить: не имеет значения, как называется место, куда вы поставите автомобили, – гараж, парковка. Важно, что именно ставить и каким образом использовать с максимальной отдачей. Будет это холдинг, концерн, инвестиционное агентство или субхолдинги по направлениям деятельности – совершенно неважно. Важно принять решение о его создании. Концепцию МЕРТ подготовил. По словам министра, с момента одобрения надо минимум полгода на реализацию.
В: Это реально?
О: Если работать и иметь принципиальное коллегиальное согласие, политическую волю – реально.
Беседовала Наталья Лоза