Экономика

Справится ли Украина без российского газа

Чтобы спокойно пережить зиму, Украине необходимо купить еще 6-7 млрд. кубометров газа. Она рассчитывает приобрести эти объемы у России. При этом в правительстве уже продумывают варианты работы в отопительный сезон без российского газа.

В середине июня Газпром сократил до нуля поставки газа для Украины, оставив только объемы прокачки для европейских потребителей. При этом, Украина была переведена в режим предоплаты газа. Обе страны подали иски в Стокгольмский арбитраж: Украина — об установлении справедливой цены на газ при сохранении действующего контракта и о взыскании $6 млрд. в качестве переплаты в предыдущие периоды, РФ — взыскании с Украины долга за потребленное топливо в размере $4,5 млрд.

8 июля глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что общий долг Украины перед РФ за поставленный природный газ достиг $5,296 млрд. (за 11,5 млрд. кубометров). Следуя этой логике, средняя цена за неоплаченный газ составляет $461 за тысячу кубометров.

При этом украинская сторона сможет получать газ по предоплате только после погашения долга. Алексей Миллер в июне говорил, что речь идет не о долге в полном объеме, а о долге за ноябрь-декабрь 2013 года и части задолженности за апрель-май общим объемом в $1,951 млрд.

Добавим, в ценовом споре Россия настаивает на цене в $385 (с учетом $100 скидки в виде обнуления пошлины при импорте топлива). Украина считает такую цену политической и настаивает на рыночной цене на топливо.

В итоге, на текущий момент Украина импортирует только газ, поступающий по реверсным маршрутам. Украина разрабатывает реверсные маршруты поставок газа из Венгрии, Польши, Словакии и Румынии. Ранее глава Нефтегаза Андрей Коболев заявлял, что для комфортного прохождения осенне-зимнего сезона Украине не хватает примерно 6 млрд. кубометров.

В данный момент в подземных хранилищах страны (ПХЛ) — около 15 млрд. кубометров. Пропускная способность трубы позволяют ежегодно приобретать у Европы 17 млрд кубометров. Немецкий газовый трейдер RWE Supply & Trading подал заявку оператору ГТС Словакии на использование линии Вояны — Ужгород для увеличения поставок природного газа в Украину. В целом поставками газа по реверсному маршруту заинтересовались почти два десятка компаний.

Ранее сообщалось, что объем поставок топлива в Украину из стран Европы вырос в июне вдвое по отношению к предыдущему месяцу. Особенно выросли объемы, поставляемые через Венгрию.

Однако 1 июля президент России Владимир Путин заявил, что реверса газа в Украину из Западной Европы нет и быть не может. По его словам, данный реверс является виртуальным, поскольку используется все тот же газ из России.

В конце июня Украина предложила ЕС запустить «большой реверс» газа через Словакию объемом до 30 миллиардов кубометров в год. Этого объема может хватить для удовлетворения всех потребностей страны. Однако председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что холдинг может ограничить поставки газа европейским компаниям, если те будут заниматься реверсом в Украину.

Вице-премьер министр Владимир Гройсман, который возглавил энергетический штаб, отметил, что штаб принимает ряд решений, чтобы Украина стала энергонезависимой страной. В частности, он информировал о решении правительства, которое предусматривает, что граждане, которые перейдут на электроотопление, будут платить 30 коп. за 1 кВт. Вторым важным решением должна стать замена котлов, работающих на газу, котлами, которые работают на биотопливе (древесина, щепки и т.д.).

Министерство финансов вместе с заинтересованными ведомствами разработало восемь вариантов замещения импорта природного газа из России. В частности, предлагается: наладить добычу биотоплива, сингез-газа (горючий газ), водоугольного топлива, синтез-газа SG, синтетического природного газа SNG, использовать электроэнергию в ночное время для аккумуляции тепла, увеличить собственную добычу топлива и построить LNG-терминал.

15 июля под председательством министра Юрия Продана состоялось заседание коллегии Минэнергоугля, на котором обсуждались вопросы подготовки к осенне-зимнему периоду. Продан проинформировал, что правительство, помимо прочего, решило сократить объемы поставок газа промышленным потребителям и предприятиям теплокоммунэнерго в ближайший отопительный сезон на 30%.

Эксперты сходятся во мнении, что какие бы способы решения проблемы не были избраны, достичь цели будет крайне сложно.

Сколько не хватает

«Поскольку уже в марте было понятно, что отношения в поставках газа будут нарушены, можно было посчитать, сколько закачать газа. Может быть, следовало еще в марте купить 2-3 млрд. кубометров газа, которые были бы резервными. Наверное, это просчет правительства, которое не смогло оценить правильно реальную потребность в импорте газа с учетом возможной экономии», – говорит президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Он не исключает, что недостающий объем придется закупать у третьих стран, или у той же РФ. «Этот критический объем нам необходимо купить, даже у той же России, пусть за 500 долларов за метр кубический», — подчеркивает Лановой. «Я думаю, что эту зиму мы пройдем, но весной у нас уже не будет газа», — прогнозирует наш собеседник.

Геннадий Кобаль, аналитик нефтегазового консалтингового центра Newfolk, также оценивает ситуацию с дефицитом газа как сложную. Он считает, что все вопросы, связанные с обеспечением необходимого на отопительный сезон объема газа, нужно решать оперативно. До отопительного сезона осталось меньше трех месяцев. За это время трудно полностью перекрыть довольно внушительный дефицит газа и успеть закачать в ПГХ необходимые технологические объемы.

«Для нормального и бесперебойного функционирования газотранспортной системы Украины в отопительный период необходимо иметь в подземных хранилищах не менее 20 млрд. кубометров газа. При больших морозах суточный отбор газа может достигать 300 млн. кубометров, при мягкой зиме – около 150-200 млн. кубометров. При 15 млрд. кубометров газа, которые сейчас имеются в хранилищах, мы не сможем поднимать больше 100 млн. кубометров за сутки, даже с учетом собственной добычи 50 млн. кубических метров. Невозможно будет обеспечить необходимые потребности, — объясняет Геннадий Кобаль. — В любом случае, при таком огромном дефиците — это только вопрос времени, когда мы останемся без газа: в ноябре или в декабре. Поэтому, покупать газ все равно придется».

Переговоры с Россией

Владимир Лановой считает, что украинский рынок интересен России только в больших объемах. «Если мы не открываем рынок России, а говорим с ними о минимуме закупок газа, то, тогда они будут продолжать придерживаться своей жесткой линии, потому, что небольшие объемы ничего не решают. Им нужно продавать на нашем рынке, скажем, 30 млрд кубометров газа в год. При этом, объемы должны быть оплачены либо деньгами, либо должны быть оформлены какими-либо видами задолженности под высокие проценты», — детализирует наш собеседник.

«По-видимому, мы все-таки не договоримся с Россией, — высказал предположение Владимир Лановой. — Тем более, что отношения между нашими странами ужесточаются во всех сферах. Наше правительство делает очень резкие заявления. Возможно, они оправданы для внутреннего потребителя, но внешний слушатель будет реагировать, конечно, жестко».

При этом Геннадий Кобаль придерживается позиции, что лучше бы все же договориться с Россией (возможно, при посредничестве Еврокомиссии), т. к. озвученный правительством объем дефицита найти на рынке в сжатые сроки практически нереально.

«Намеченные трехсторонние переговоры, учитывая результаты предыдущих раундов, вряд ли будут эффективны. В результате пострадают все стороны: Украина и Европа в отопительный сезон останутся без газа, а Газпром будет и дальше нести колоссальные финансовые потери. Собственно, Газпром уже сейчас уменьшил добычу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, снизив суточную добычу до 880 млн. кубометров газа. Это, к слову, самый низкий суточный объем добычи для Газпрома за последние десятилетия», — подытожил наш собеседник.

Реверс, добыча и экономия

«Возможности реверса существенно ограничены. Сейчас реверсные транспортные мощности используются не полностью. В частности, в июне венгерское направление было загружено только на 19-20%. Всего с апреля по июль текущего года импортировано только 721 млн. кубометров газа. Это мизер. Такими темпами мы не успеем закачать нужные технологические объемы в хранилище. Возможность увеличения поставок через реверс есть. Для этого надо дать возможность частным трейдерам участвовать в закупках. Чтобы не было монополии НАК «Нафтогаз», — поясняет свою позицию Геннадий Кобаль.

Что касается собственной добычи, эксперт видит ряд мер по ее увеличению, к которым власти почему-то не прибегают. «Можно было бы, быстро, еще до начала отопительного сезона, за счет ремонта скважин, оптимизации работы месторождений добавить к объемам добычи. Но ресурс здесь ограниченный и несущественный в масштабах озвученного дефицита в 6-7 млрд. кубометров», — утверждает Кобаль.

«Негативно на собственной добыче отразится принятие Верховной Радой законопроекта №4309-а, который предусматривает увеличение ставки платы за пользование недрами, — продолжает эксперт. — Это снизит объем частных инвестиций в отрасль».

Не стоит забывать и об экономии. Владимир Лановой считает, что есть много способов сбалансирования газового дефицита за счет экономии потребления. Среди них – уже начатое Киевом отключение горячей воды на летний период. Но главное направление экономии – сокращение потребления газа в промышленности и электроэнергетике за счет перехода на новые технологии и перехода на альтернативные виды сырья, топлива и энергии.

Геннадий Кобаль считает, что для серьезных мер по экономии нужна государственная программа, инвестиции и время. «За последние годы Украина и так сильно снизила потребление газа: с 74 млрд. кубометров в 2006 г. до 50 млрд. кубометров в 2013 г.», — напомнил эксперт.

Европейский опыт

В последние годы Европа неуклонно уменьшает свою зависимость от российского газа (с 40% в 2006 г. до 25% в 2014 г.). Есть все основания полагать, что после агрессивных действий Кремля против Украины весной 2014 года эта тенденция существенно усилится. И уже через 3-4 года доля российского газа в балансе газопотребления в Европе не будет превышать 10-15 %, что, с одной стороны, негативно скажется на российском энергетическом комплексе и российской экономике в целом, а с другой — существенно ограничит геополитические амбиции Кремля на европейском континенте.

Попытки Москвы использовать «энергетическое оружие» против Украины и европейских государств вынудили Европейский Союз прибегнуть к введению новых коллективных мероприятий противодействия. В европейских столицах обсуждается инициатива Польши по поводу создания «Европейского энергетического союза» в составе 28 стран ЕС и Украины. Главная цель инициативы — совместно противостоять энергетическому давлению Москвы на потребителей российских энергоносителей. Она напоминает идею создания «Энергетического НАТО», выдвинутую Варшавой в 2006 г. Однако на тот момент Запад оказался не в состоянии подкрепить эту идею конкретными механизмами ее реализации.

Сейчас в Евросоюзе рассматривается глобальный проект объединения энергосистем (инфраструктуры нефтегазовой и угольной отраслей, электроэнергетики, альтернативной энергетики и тому подобное) в странах, расположенных на побережьях Каспийского, Черного, Средиземного и Балтийского морей. Этот проект предусматривает распространение европейского энергетического законодательства на страны-партнеры Евросоюза.

«Дальнейшее развитие взаимоотношений с Европой, увеличение объемов европейских реверсных поставок газа, привлечение разного рода заимствований со стороны ЕС — первоочередные для нас направления на данном этапе», — подытожил Владимир Лановой.

Валерий Дьяконов