Экономика

Губернатор от «Лиги смеха» может создать в Виннице «лигу коррупции»

Новый сезон «Большого строительства» может начаться с грандиозного скандала в одном из самых «продуктивных» регионов с точки зрения освоения бюджетных средств на дороги и другие объекты инфраструктуры. В области стали ходить слухи, что местный губернатор Сергей Борзов и местная династия экс-нардепа Геннадия Ткачука и его брата, экс-главы Администрации Одесского морпорта Игоря Ткачука решили взять под контроль все дорожные закупки. «Первой ласточкой» стало назначение еще осенью главой ГП «Служба местных автомобильных дорог (СМАД) в Винницкой области» замешанного в ряде скандалов Виталия Горобчука.

«Слугам» здесь не место

Прежде, чем начать распутывать коррупционный клубок, который наворотили местные чиновники в Виннице, стоит напомнить о политических раскладах в некогда вотчине пятого Президента Петра Порошенко и экс-премьера Владимира Гройсмана.

Главой областной администрации с лета 2020 года здесь трудится Сергей Сергеевич Борзов. Бывший руководитель ДУСи (завхоз Президента) при Порошенко, а затем – и при Владимире Зеленском, а до 2014 года – директор и учредитель команды КВН «Винницкие перцы». Борзов женат на Ирине Наумовне Борзовой – дочери Наума Барули, когда-то «правой руки» «повелителя всего КВН» Александра Маслякова, директора «Лиги Смеха». Ирина Борзова – народный депутат от «Слуги народа», баллотировалась по одному из мажоритарных округов в Виннице.

Борзов – фигурант уголовного дела о незаконном присвоении служебной квартиры от ДУС стоимостью более 10 млн грн, о котором сделали сюжет журналисты программы “Схемы”.  Уголовное производство №52016000000000262 расследовало Национальное антикоррупционное бюро (ч. 2 ст. 364 УК – «злоупотребление властью, повлекшее тяжкие последствия», до 6 лет тюрьмы). Журналисты не исключали, что Борзов сам принял решение выделить себе квартиру, что вообще является конфликтом интересов.

Его супруга вместе с тестем владеют гостиницей в Крыму, которую переоформили по российскому законодательству и с которой, по данным российской налоговой, регулярно получали доходы и платили налоги в течение нескольких лет после оккупации. Потенциально это ст. 258-5 УК «финансирование терроризма» (до 12 лет тюрьмы), однако есть сомнения, что экс-руководитель ООО «Студия Квартал 95», а ныне глава СБУ пойдет на вручение такого подозрения бывшим коллегам по юмористическому цеху.

Еще один коррупционный скандал связан с незаконным строительством на берегу Южного Буга ресторана, который приписывают Борзовым.

Тот факт, что Борзов, уже будучи губернатором при Зеленском, баллотировался от «Слуг» в мэры Винницы, а его жена от этой партии занимает кресло в парламенте, не должен вводить читателя в заблуждение. Дело в том, что губернаторская чета – как и большинство политиков региона – находятся в плотном контакте с реальным хозяином области – экс-премьером Владимиром Гройсманом. Чтобы понять, что это не преувеличение, достаточно посмотреть на состав Винницкого городского и областного советов: абсолютное большинство там составляют именно представители партии Гройсмана. Не говоря уже о том, что все теневые потоки, силовые структуры, торговля и сфера самых разнообразных услуг так или иначе пересекаются семьей или бизнес-партнерами Владимира Борисовича.

Владимир Гройсман и Сергей Борзов

В частности, среди «смотрящих» за потоками в Винницкой области – местный клан Ткачуков во главе с братьями Игорем и Геннадием Ткачуками. Об историях их коррупционных схем можно писать тома. Чего только стоит поход Игоря Ткачука в руководство «Укрпошты» и Одесского морского порта при премьере Гройсмане, которые закончились громкими скандалами с выведением миллионов гривен из государственных предприятий и уголовными делами. Кроме того, разросшаяся в своем влиянии семья не раз попадала и в более «приземленные» скандалы – например, вокруг дерибана запруды реки Вишня в Виннице.

Ткачуки и Борзовы – не просто живут на территории одного региона. Они близкие друзья и деловые партнеры. В частности, жена нынешнего губернатора Ирина Борзова неоднократно реализовывала совместные проекты с женой Игоря Ткачука Людмилой Анатольевной Станиславенко. Вместе с деверем Геннадием они являются депутатами областного совета, в то время как ее муж Игорь вместе с Борзовым – депутаты городского. Людмила, Игорь и Геннадий вместе шли в местное самоуправление от партии Гройсмана.

Впрочем, о чем говорить, если Гройсман и Борзов учились в одной школе, а мать экс-премьера читала у нынешнего губернатора русский язык и литературу.

Дельцы вышли на дорогу

Едва выйдя на работу в качестве винницкого губернатора (на этом посту он сменил другого ставленника Гройсмана – Владислава Скальского), Сергей Борзов, как рассказывают в областном совете, начал активно искать возможности для заработка. Ткачуки предложили обратить внимание на дорожную отрасль. В рамках «Большого строительства» регион должен был стать одним из наиболее активно ремонтируемых. Местные администрации стали распорядителями 35% средств дорожного фонда, которые должны быть направлены на ремонт и реконструкцию локальных дорог. Лакомый кусок в несколько миллиардов гривен на каждую область, с которого так и чешутся руки получить небольшой «свечной заводик» у любого чиновника.

«Попробовать» освоить перспективный рынок Борзов решил вместе с главой Винницкого автодора Игорем Алексеевым. Он был «тертым калачом» в дорожной отрасли: руководил местной службой автодорог еще в 2014-16 гг., затем был уволен из-за ряда выговоров, восстановился по решению Верховного суда в 2019-м. Когда Борзов пришел к нему с «интересным предложением», Алексеев не смог предложить ничего кроме старого долга области перед «левой» компанией за поставки медоборудования еще в 2012 году в размере 42 млн грн. Некоторые СМИ писали, что с коррупционной сделки Борзов «спрыгнул» буквально накануне громкого задержания Алексеева. Ему якобы позвонили непосредственно из Офиса Президента и предупредили, что его и визави «пасет» СБУ. На публику Борзов отыграл кейс как бравый антикоррупционер. Однако, по информации журналистов Наші гроші, недавно НАБУ продлило сроки расследования по этому делу.

К счастью, в кадровом резерве у Ткачуков быстро нашелся специально обученный человек с подходящими компетенциями для правильного распределения средств налогоплательщиков между «уважаемыми гражданами». В конце декабря 2020 года ГП «СМАД в Винницкой области» возглавил некто Виталий Юрьевич Горобчук. По данным реестра публичных лиц, до назначения в СМАД Виталий Горобчук трудился в Одесском филиале ГП «Администрация морских портов Украины». В период 2018-19 гг. организацию возглавлял Игорь Ткачук. Горобчук был при нем заместителем по вопросам безопасности. Проще говоря: «смотрящий» за рейдерскими схемами, тендерными махинациями, силовым прикрытием и решением «деликатных» вопросов.

Еще раньше – примерно в 2015-2017 гг., судя по декларациям, Горобчук работал начальником одного из районных отделов г. Винницы исполнительной службы Винницкой области.

Бизнес государственных исполнителей очень простой: ты либо закрываешь глаза на крупного должника, либо усиленно занимаешься взысканием с него по «настоятельной просьбе» оппонентов. Естественно, далеко не за бюджетную зарплату.

СМИ упоминают, что вначале 2010-х молодой юрист Горобчук претендовал на должность судьи в Могилев-Подольском райсуде Винницкой области, но Высшая квалифкомиссия так и не дала ему соответствующих рекомендаций. Говорят, тогда не хватило денег. Именно поэтому, по всей видимости, Горобчук решил «искать себя» в исполнительной власти, где стремительно поднимался по карьерной лестнице.

«СМАД», которое занимается дорогами местного значения, не настолько «раскрученное» ГП, как, например, «Служба автомобильных дорог», подчиняющаяся «Укравтодору». А потому «пилить» бюджеты здесь можно «по-тихому». По данным самой организации, в 2020 году на ремонты местных дорог здесь освоили 1,2 млрд. грн., всего же, по данным системы Prozorro, служба закрыла тендеров на 2,1 млрд. грн., еще 300 млн. грн. уже распределили в 2021 году. Бюджет на 2021 год может увеличиться в 1,5 раза. Потенциальным участникам тендеров уже начали передавать «пожелания» о том, что в смету необходимо закладывать 7-8% дополнительной маржи «на развитие области». Некоторые компании, которые обслуживают локальные дороги, уже согласились, поскольку в кризис городские контракты для них единственный способ выжить.

Кроме того, «СМАД» планирует реализовать несколько проектов по закупке новой техники и вернуть забытые уже в Виннице схемы по передаче автомобилей представительского класса «в беспроцентную аренду» нужным руководителям области. Поэтому если в ближайшее время Сергей Борзов пересядет на новый «мерседес» или «секвойю» – НАБУ будет знать, где искать источники «тяжелого люкса».

Впрочем, судя по тому как неспешно расследуются коррупционные дела Борзовых-Ткачуков, договоренности Банковой с Гройсманом о неприкосновенности Винницы гораздо сильнее, чем дух законности и справедливости в нашей стране.

semenov