Еще недавно Кремль грозился в прямом смысле заморозить Евросоюз от Кракова до Дублина, и с этой целью «Газпром» прекратил «на неопределенный срок» прокачку газа по «Северному потоку-1». В результате этого цены на газовых рынках ЕС взлетели на 30% – до 2 460 долларов за тысячу кубометров.
Европейские правительства начали активно заполнять газохранилища, ФРГ отложила закрытие 4 АЭС, а на средиземноморском и балтийском побережьях ЕС началось строительство терминалов для сжиженного газа. Европейцы с каким-то озорством, как будто под музыку 9-й симфонии Бетховена, являющейся гимном Евросоюза, начали готовиться к зиме: укрепляли теплоизоляцию, запасались дровами, углем, закупали теплые вещи и так далее. В сентябре 2022 года «Газпром» прекратил прокачку газа по «Северному потоку-1». В результате цены на газовых рынках ЕС взлетели, пишет Фарид Исаев, обозреватель haqqin.az
По российским телеканалам крутили ролик о замерзающей Европе: обледеневшие линии электропередач, бездействующие заводы и фабрики, заваленные снегом безлюдные поселки и дороги. Потом, правда, выяснилось, что это были кадры поселков в Ленинградской области, но об этом в поразившем воображение россиян ролике ничего сказано не было.
Чем же закончился «газовый шантаж» России?
Отвечая на вопросы haqqin.az, главный аналитик пражского Центра политики безопасности «Европейские ценности», бывший пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик прокомментировал энергетическую ситуацию в ЕС следующим образом: «Европа блестяще справилась с российским газовым шантажом, благополучно пережила зиму и окончательно сошла с российской газовой иглы».
Аналитик отметил два фактора, которые сыграли ключевую роль в провале российского плана «поставить Европу на колени», вызвать массовое недовольство европейцев своими правительствами, устроить кризис общеевропейских институтов, который привел бы к расколу ЕС и отказу европейских политиков от поддержки Украины.
В ответ на эти угрозы европейское сообщество объединилось с целью уничтожения монополии «Газпрома». Люди по собственной инициативе начали максимально экономить газ, так что по всей Европе расход газа резко сократился. К примеру, потребление газа в Чехии оказалось самым низким за последние 8 лет – и это при том, что все подземные газохранилища были заполнены на 100%. ЕС удалось обеспечить поставки сжиженного газа из альтернативных источников, основными из которых стали США, а также страны Персидского залива.
Помимо этого, европейцы в кратчайшие сроки смогли установить плавучие терминалы для хранения и регазификации сжиженного газа в Северном море и Балтике. Интересно, что сжигание угля в Европе увеличилось лишь незначительно: нынешняя зима оказалась достаточно теплой.
По словам эксперта, российский шантаж придал новый импульс развитию зеленой энергетики. К примеру, в ФРГ на 50% увеличилась выработка энергии, полученной от альтернативных источников – ветра и солнца.
Таким образом, резюмировал Давид Стулик, Европа вышла победителем из развязанной Россией энергетической войны. Вопрос с газом на следующую зиму уже решен. С начала года Чехия, к примеру, не импортировала ни одного кубометра российского газа. На фоне этого произошел обвал цен, так что стоимость газа вернулась к уровню 2020 года. Кроме того, ЕС продолжает активную работу по диверсификации источников газовых поставок.
Из всех европейских стран одна лишь Венгрия долгое время пыталась получить для себя какие-то выгодные условия в плане поставок российского газа, нарушая тем самым принципы европейской солидарности. Дело в том, что у Венгрии был договор с «Газпромом», подписанный в 2022 году. Согласно этому соглашению, стоимость газа, установленная для Венгрии, на 3-4 месяца запаздывала от мировых цен на данный энергоноситель. Когда в октябре 2022 года произошел скачок мировых цен, Будапешт, по сравнению с другими странами ЕС, покупал чрезвычайно дешевый газ. Потом мировые цены упали, и Венгрия стала покупать российский газ, который стоил намного дороже, чем тот, что экспортировался в другие европейские страны. После этого венгры вынесли для себя урок: не следует впадать в зависимость от одного поставщика – «Газпрома». В результате Будапешт недавно заключил соглашение об импорте азербайджанского газа.
Давид Стулик отметил, что в случае с Венгрией история с российским газом развивалась в период непростой внутриполитической ситуации в стране: из-за нарушений принципов демократии ЕС сократил экономическую помощь Будапешту. Теперь венгры начали больше ценить преимущества, которые дает членство в Евросоюзе.
По словам Стулика, одним из важнейших решений ЕС в плане газовой политики явилось учреждение Еврокомиссией газового агентства, которое будет заниматься закупками газа для всего ЕС. Идея создания такой организации была почерпнута из опыта закупки антиковидных вакцин. Теперь одна компания будет вести переговоры и закупать газ для всех энергетических организаций Европы, что должно усилить позиции европейцев в отношении поставщиков газа. Поставщики больше не будут вести переговоры отдельно с чешскими, немецкими или румынскими компаниями. Всеми переговорами будет заведовать европейское газовое агентство, покупающее газ от имени европейских компаний. В этом случае не останется места для разного рода подковерной игры, перетягивания одеяла. Не останется рычагов воздействия для таких лоббистов «Газпрома», как Герхард Шредер или вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль, который в свое время передал в российские руки немецкие газохранилища.
Эксперт считает, что в Кремле должны были удивиться тому, как сплотилась Европа. Германия всемерно способствовала транзиту газа через свою территорию в Чехию, а Нидерланды передали другим странам излишки из своих газохранилищ. Политолог пошутил, что европейцам надо бы поблагодарить Путина за его неоценимый вклад в усиление солидарности единой Европы, ведь получилось нечто совершенно противоположное ожиданиям Москвы: никаких революций, бунта замерзающих народных масс – ничего из прогнозов российских пропагандистов не сбылось.
Тем не менее, как отмечает политолог, Европа пока еще не готова к полному торговому эмбарго, наложенному на российские товары. Частичная прокачка российской нефти в Европу еще продолжается. В России остались и продолжают работать европейские компании, ведется торговля промышленными товарами, поскольку существует немало отраслей, которые не попали под санкции. Сложно сказать, когда товарооборот Европы с Россией станет нулевым; даже не все российские банки отключены от системы SWIFT. Философия европейских санкций такова, что экономические ограничения не должны наносить вреда экономическим и социальным интересам ЕС. Европейские руководители взвешивают плюсы и минусы, проистекающие от антироссийских санкций. Если убытки оказываются чрезмерно высокими, то ЕС отказывается от введения санкций. Даже Польша, настроенная в большей степени антироссийски, зависит от российского экспорта определенных товаров. Бельгия высказывается против санкций в сфере торговли бриллиантами, ведь подобные ограничения могут сильно ударить по экономике страны.
По словам политолога, сейчас Запад обсуждает 11-й пакет санкций, где значительное место уделено вторичным санкциям в отношении тех стран, которые помогают РФ обходить уже имеющиеся ограничения. Вообще эффект от санкций имеет накопительный характер, и Москва испытывает всё большие финансовые трудности. Сложно спрогнозировать, как скоро у РФ закончатся деньги на выплату пенсий и зарплат госслужащим, а также военным. Несомненно, Россия сейчас активно тратит свой резервный фонд, и настанет момент, когда у Кремля не останется средств. В таком случае Москва лишится возможности финансировать войну.
Чтобы эта цель была достигнута как можно раньше, очень важно полностью прекратить импорт российских энергоресурсов. Сейчас в мире много газа на экспорт, и России надо куда-то девать свой газ. Она может продавать газ Китаю и Индии, но у этих стран уже есть свои поставщики, и с ними заключены соглашения. Китайцы, впрочем, могут отказаться от традиционных поставщиков в пользу РФ, если «Газпром» предложит очень низкие цены. Но в таком случае эти отвергнутые Китаем поставщики начнут продавать газ Европе. И проиграет опять же Россия, которая вынуждена будет продавать газ по очень низким ценам, к которым ее социальная система не приспособлена. В российском госбюджете уже имеется огромная дыра из-за введенных санкций: это дефицит в почти два триллиона рублей. Ничего подобного в истории современной России не было, подчеркнул эксперт.
Запад решительно настроен закрыть все лазейки, по которым Россия пытается обойти санкции. Теперь под вторичные санкции могут попасть компании Турции, Казахстана, Армении и ряда других стран. К примеру, экспорт из Армении в Россию стиральных машин и микроволновок увеличился на 400%. Понятно, что это связано с нехваткой в России чипов, которые сейчас снимают с бытовой техники и используют в вооружении. Коридор этих поставок сложно прикрыть, но уже сейчас угроза вторичных санкций дает плоды. Так, банки ОАЭ и Кипра закрыли счета российских граждан. Москве все сложнее становится выдерживать санкционное давление.