Экономика

Эксперты: бездействие Государственной экологической инспекции имеет состав преступления

В информационном агентстве УНИАН состоялась пресс-конференция на тему «Как повысить эффективность государственных институтов в сфере экологической безопасности».

Эксперты международного фонда «Сокращение рисков» (Risk Reduction Foundation) и юридической компании «Императив плюс» представили результаты исследований международных организаций и национальных научных учреждений относительно экологической ситуации Киевской области и состояния техногенно опасных объектов региона. Также во время мероприятия спикеры рассказали о бездеятельности Государственной экологической инспекции.

Вместо сохранения экологического равновесия – нарушение Конституции

«Государственные контролирующие органы, на которые возложены обязанности по контролю за состоянием окружающей среды, санитарной и экологической безопасностью населения, часто не выполняют своей работы. Так, они как будто показывают какую-то деятельность, якобы проверяют мусорные полигоны, накладывают мизерные штрафы, но реальной работы и реальных результатов у них нет. Это, в частности, подтверждают исследования, проведенные Институтом им. А.Н. Марзеева на свалке возле с. Крюковщина», – заявил правозащитник Сергей Еленин.

Выводы специалистов говорят о региональной экологической катастрофе, реальной опасности для жизни и здоровья населения, проживающего в этом и близлежащих населенных пунктах. По мнению правозащитников, бездействие Государственной экологической инспекции и Государственной санитарно-эпидемиологической службы имеет состав преступления.

«Возникают вопросы относительно квалификации таких госслужащих и необходимости работы самой Госэкоинспекции. Если они не могут выявить очаг настоящей экологической катастрофы под Киевом, то зачем мы платим налоги на содержание этой инспекции? В государстве отсутствует дееспособный орган, который эффективно контролирует выполнение экологического законодательства. Можно закрыть Госэкоинспекцию и санстанции и – ничего не изменится», – считает Сергей Еленин.

При этом стоит отдельно отметить, что Госэкоинспекция должна обеспечивать «информирование общественности о реализации государственной политики в соответствующей сфере».

Однако в 2015 году Госэкоинспекция издала приказ № 39, согласно которому, все акты проверок соблюдения природоохранного законодательства отнесены к конфиденциальной информации. Поэтому когда юридическая фирма «Императив-плюс» обратилась с запросом о предоставлении ей информации о фактах нарушения экологических прав граждан – ей отказали, а должны были дать ответ в течение двух дней.

Между тем, ст. 3 Конституции Украины гласит, что человек, его жизнь и безопасность являются высшей ценностью в Украине. А согласно част. 2 ст. 50 Конституции Украины, информация о состоянии природной среды никем и ничем не может быть засекречена! Но в нашем случае единственный исполнительный орган, который призван выполнять государственные функции, в частности, обеспечивать сохранение экологического равновесия, сам нарушает Конституцию.

Цифры говорят сами за себя

Свалки твердых бытовых отходов – повсеместная экологическая беда Украины. Изучив одну из них, расположенную возле с. Крюковщина, специалисты Института им. А.Н.Марзеева сделали вывод, что «этот объект не может быть квалифицирован, как инженерное сооружение (полигон), поскольку не имеет признаков инженерного сооружения в соответствии с нормативными документами, регламентирующими обустройства и функционирования полигонов ТБО, и может рассматриваться только как свалка».

Вблизи территории свалки зафиксировано сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха (сероводород – 1,125 ПДК, аммиак – 1,15 ПДК, кротоновый альдегид – 1,2 ПДК); почвы (никель – 1,126 ПДК, кадмий – 2,52 ПДК, ртуть – 4,9 ПДК, свинец – 2,389 ПДК, хром – 2,785 ПДК); грунтовых и поверхностных вод (никель – 5,5 ПДК, кадмий – 12 ПДК, ртуть 3,0 ПДК) веществами, специфичными для этого объекта.

Как отметил Сергей Еленин, уровень онкологических, сердечнососудистых заболеваний и болезней органов дыхания в с. Крюковщина и окружающих селах в 2-3 раза превышает аналогичные показатели по Киево-Святошинскому району. Это, безусловно, обусловлено влиянием свалки на состояние окружающей среды, при этом наблюдается четкая тенденция увеличения показателей заболеваемости при уменьшении расстояния от населенного пункта до свалки.

«В воздухе и воде были выявлены такие опасные вещества, как аммиак, ртуть, свинец, хром. Это говорит о том, что люди в буквальном смысле пьют не воду, а опасный коктейль, и дышат не воздухом, а ядовитыми газами», – добавил Сергей Еленин.

Он также отметил, что Госэкоинспекция провела 6 проверок опасной свалки, но никаких больших нарушений так и не выявила. Поэтому правозащитник намерен обращаться в правоохранительные органы, направлять коллективные иски от громады к коммунальному предприятию, которое отвечает за эту свалку.

Трипольская ТЭС под прицелом Greenpeace

Также во время пресс-конференции были опубликованы результаты исследований международной экологической организации Greenpeace относительно работы Трипольской ТЭС.

На основе проведенного мониторинга специалисты Greenpeace прогнозируют ежегодную преждевременную смертность из-за выбросов Трипольской ТЭС в количестве около 1250 человек. В течение года также ожидается более 233 тыс. случаев заболеваний нижних дыхательных путей, из которых 93 тыс. – у детей.

«Выбросы от Трипольской ТЭС поднимают токсичные частицы SO2 и NO2 в воздух над всей центральной Украиной, при этом их наиболее пагубное воздействие ощущается в Киеве из-за преобладающих ветров. Воздействие этих частиц повышает риск таких заболеваний, как инсульт, рак легких, сердечные и респираторные заболевания, причем, как у взрослых, так и у детей. Это приводит к преждевременной смерти», – говорится в отчете Greenpeace, который был проведен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

«Зная о методах работы нашей Госэкоинспекции, о том, как ее сотрудники закрывают глаза на появление настоящих экологических катастроф, я не удивлюсь, если наши госчиновники не примут во внимание исследования Greenpeace. Но я уверен, что к этой информации прислушается общественность, и мы сможем оперировать цифрами, предоставленными всемирно известной организацией, в судах для защиты экологических прав наших граждан», – заявил директор института «Зеленой экономики», доктор экономических наук Вячеслав Потапенко.

Не менее опасная ситуация сложилась и на Иванковской ТЭС, где сжигают радиоактивное дерево из Чернобыльской зоны, а люди, живущие рядом, вынуждены дышать воздухом, насыщенным радиоактивными элементами. А далее опасные частицы переносятся по воздуху на десятки километров, попадают в грунт, накапливаются в нем годами, а затем оказываются в овощах или фруктах, которые мы потом употребляем.

Вячеслав Потапенко пояснил, что исправить такую сложную экологическую ситуацию может регулярное проведение экологического мониторинга, который показал бы масштабы проблем. «Такой мониторинг поможет нам контролировать качество воздуха, воды и грунта. С его помощью появится возможность оценивать масштабы производства и его воздействие на окружающую среду. А так получается, что около 50% экономики страны находится «в тени», и реально доказать влияние промышленности на наше здоровье очень сложно», – отметил Вячеслав Потапенко.

Не менее угрожающие цифры привел во время конференции Владислав Шелоков, председатель ОО «Современный мир молодежи». По озвученной им информации, стихийные свалки занимают до 9% всей территории Украины, при этом у нас в стране работает лишь один мусороперерабатывающий завод: «Нам нужно менять подход и понимание экологических рисков, и обратить внимание на Европу, где до 60-70% твердых бытовых отходов перерабатываются; в Украине же они попадают на полигоны или несанкционированные свалки. Другой пример – Швеция, в которой 90% частных домохозяйств отапливаются за счет сжигания мусора. Это не только экономия больших средств, но и показатель заботы об окружающей среде. В то же время у украинцев еще не выработана экологическая культура, не работают программы по раздельному сбору мусора, практически отсутствует информирование общественности о важных экологических проблемах». Выход в данной ситуации Владислав Шелоков видит в объединении усилий министерств экономии, экологии, образования, ЖКХ, создании координационной группы и реализации стратегии по утилизации опасных отходов.

Эксперт также акцентировал внимание на международных обязательствах Украины в сфере экологии и энергетики. Наша страна должна придерживаться положений Парижской конференции, которая предусматривает ограничение повышения средней температуры на планете двумя градусами. Поэтому в ближайшем будущем необходимо в корне пересмотреть украинскую энергетическую стратегию, сместив акцент с ископаемого топлива и АЭС на возобновляемые источники энергии.

Кому суды в помощь

Примером отстаивания своих экологических прав могут служить страны Европы. Так, в Германии или Англии в случае катастроф, аналогичной той, что произошла на нефтебазе БРСМ летом 2015 г. под Васильковом, людям выплачиваются солидные средства не только в случае порчи их имущества, но и за нанесенный моральный ущерб. Для этого существует универсальная методика, которая и высчитывает сумму штрафных санкций.

«По результатам аварии на БРСМ мы направили 577 исков в Обуховский районный суд. Но судьи ментально не готовы принимать такие революционные решения, поэтому система по привлечению к ответственности нарушителя экологических прав просто напросто не работает, – сказал Александр Лупейко, директор юридической компании «Императив плюс». – С октября наши иски систематично игнорируются, рассмотрение дел постоянно переносится, более того, нас не всегда ставят в известность о запланированном заседании суда по нашему делу. В системе работает много судей, которые регулярно нарушают судейскую этику; даже те судьи, которые не проходят переаттестацию, остаются на своих позициях и их юридически невозможно уволить. Вывод следующий: нужно полностью менять судебную систему, а не точечно, как это сейчас делается в Украине».

При этом правозащитник добавил, что экологическая ситуация не может оставаться без внимания общественности, и любая информация о результатах проверок должна быть открытой и доступной общественности. В юридической компании столкнулись с тем, что эти данные элементарно засекречивают и общественность не может получить важную информацию о состоянии окружающей среды возле той же Трипольской ТЭС или свалки в с. Крюковщина. «Даже через суд мы пока что не можем повлиять на то, что Госэкоинспекция засекретила акты проверок, исключила ранее применяемые методики, которые распространены во многих странах мира, а штрафы, применяемые к Трипольской ТЭС, просто смехотворны – сотни гривен. Поэтому мы и ставим вопрос об эффективности работы контролирующих органов. Если государство не хочет защищать нас, мы должны сами научиться отстаивать свои права», – резюмировал Александр Лупейко.

Напомним, что ранее правозащитники представили официальный ответ Государственной экологической инспекции и озвучили штрафы, которые применялись к Трипольской ТЭС за превышение допустимых норм выбросов: за выбросы в атмосферу – 378 грн. (2013 г.); за выбросы в Днепр –133 грн. (2014 г.); за нарушения законодательства должностными лицами – 391 грн (2015 г.). Эксперты считают, что такой подход к оценке здоровья украинцев нужно менять в корне.

В январе этого года при поддержке Международного фонда «Сокращение рисков» эксперты-экологи и представители общественных организаций во время круглого стола обсуждали важные вопросы, касающиеся энергетического комплекса Украины и состояния объектов ТЭК. По итогам встречи  было предложено ряд рекомендаций для формирования эффективной государственной политики в сфере экологии и энергетики.  Пока в системе власти не создано действенных механизмов защиты конституционных прав украинцев на безопасную окружающую среду, здоровье и жизнь украинцев – под угрозой.

Орест Лесюк

Оксана Ельченко