Экономика

Минагрополитики. Вопросов больше, чем ответов

Прошло больше пяти месяцев после назначения состава правительства, недавно оставленного в своих креслах, однако деятельность отдельных министерств продолжает вызывать массу вопросов. Особенно сумело отличиться Министерство аграрной политики и продовольствия.

Работу Министерства при новом министре Игоре Швайке, назначенном после победы «революции достоинства» по квоте партии «Свобода», не критиковал только ленивый. Не имевший до этого отношения к аграрному сектору, юрист Швайка развил бурную деятельность. Несмотря на то что решения Министерства вызывают вопросы у Кабинета министров, более серьезные организационные выводы до сих пор не сделаны, и Министерство продолжает продуцировать не до конца понятные участникам рынка решения, при этом не уделяя достаточно внимания действительно серьезным проблемам отрасли.

Начнем с того, что новый министр оставил почти всех заместителей своего предшественника Николая Присяжнюка, включая первого заместителя Ивана Бисюка. В апреле на последнего было заведено уголовное дело по давнему обвинению в изъятии и передаче в частные руки более 300 гектаров земли в Пуще-Водице. Однако дело было спущено на тормозах вплоть до назначения генеральным прокурором Виталия Яремы в июне. На третий день после этого назначения появилось решение суда о задержании Бисюка.

Однако наблюдатели обращают внимание на то, что к этому времени он уже больше четырех месяцев был заместителем Швайки, поэтому говорить, что это просто бывший зам Присяжнюка, уже не совсем корректно. Тем более что аналогичный кейс был и в отношении чиновника, назначенного уже при новом министре. Речь о заместителе Главы сельхозинспекции Игоре Немировском, которого арестовали буквально на прошлой неделе, в субботу, по подозрению во взяточничестве.

«Поводом для задержания было обращение гражданина, у которого Немировский якобы требовал денежные средства за разрешение на снятие верхнего плодородного слоя почвы. Неправомерная выгода вымогалась у предприятия, занимавшегося добычей полезных ископаемых», — написал на своей странице в Facebook советник главы МВД Антон Геращенко. В итоге Минагрополитики стало единственным органом власти, в котором за такой короткий промежуток времени возникли сразу два коррупционных скандала на уровне центрального органа исполнительной власти.

Тем временем вызывают вопросы и сами обстоятельства некоторых других назначений. Например, Игорь Швайка продолжил контракт Дмитрия Мельничука в качестве ректора Национального университета биоресурсов и природопользования. Это состоялось несмотря на то, что по закону, за это назначение отвечает Министерство образования и науки. Как только у Мельничука закончился контракт, министр образования Сергей Квит его освободил. Однако Швайка подал в Кабмин кандидатуру его сына Максима своим заместителем.

Аналогичная ситуация сложилась и с Национальной Академией аграрных наук. По словам наших источников в Министерстве, Иван Бисюк, понимая, что может лишиться своего кресла и будучи ветеринаром по специальности, планировал вернуться в Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу.

А Ярослав Гадзало, вицепрезидент Национальной Академии аграрных наук, должен был занять место первого зама Швайки. Однако Бисюком заинтересовалось МВД, а кандидатуру Гадзало не одобрил Кабмин. В результате Министерство отстранило действующего президента Академии, академика Василия Петриченко, и начало продвигать на эту должность Гадзало. Кроме того, жена Швайки занимает должность юристконсульта в Президиуме НААН.

Процедура отстранения и попыток привести к власти в НААН Гадзала вызвала бурю возмущения в Академической среде. Петриченко формально не был уволен, однако реально с 13 марта этого года он не руководит Академией, побывав на больничных и выбрав все отпуска, в т.ч. и за нынешний год. Каким образом Игорю Швайке удалось этого добиться — Академики только гадают.

26 июня состоялось собрание Академии, которое, кстати, несколько раз переносилось по непонятным причинам. Основной целью собрания было проведение выборов на безальтернативной основе и приведения Гадзала к власти в НААН. Даже бюллетени с одним именем были уже напечатаны. По свидетельству очевидцев, Академики в буквальном смысле слова выгнали Швайку с этого собрания. Он сложил дипломат и под бурные аплодисменты ушел. В итоге Академия решила переизбрать президента, проведя демократические выборы, в которых будут участвовать все желающие. Выборы были назначены на сентябрь. Министр, подозревая, что вскоре может лишиться своего кресла, заставил президиум назначить выборы на 8 августа. Тут надо отметить, что когда принималось решение о дате выборов, еще не было известно об отставке правительства, будущих парламентских выборах и, соответственно, о том, что Кабмин будет работать в текущем составе максимум до ноября.

По факту переноса заседания Общего собрания Академии, на котором должны были произойти выборы президента и нового президиума, 84 академика и члена-корреспондента обратились в Президиум Академии с требованием прекратить нарушение Устава НААН. Согласно этому документу, Академия является самоуправляемой структурой, подчиненной только Кабмину. Высшим органом управления Академии является Общее собрание. Таким образом, назначение президента не входит в сферу полномочий министерства. После этого обращения президиум решил провести Общее собрание, согласно решению предыдущего Общего собрания, в сентябре. Но Швайка снова заставил президиум провести собрание 8 августа. 

Эксперты сомневаются, что сама по себе Академия представляет особый интерес, однако указывают на то, что попытки назначить везде своих людей являются частью более широкой стратегии. Напомним, что Игорь Швайка владеет юридической компанией. Сейчас ею формально руководит его жена. Представителей этой компании не раз видели колесящими по опытным хозяйствам Академии, навязывающими тем свои услуги на любых условиях. Также идут попытки расставить на местах своих людей, особенно на должности директоров опытных хозяйств и арбитражных управляющих на тех предприятиях, где открыто банкротство. Последнее совещание с этими директорами в стенах Академии проводил лично Швайка.

Тем временем участники рынка отмечают, что Министерство совсем не занимается экономическими вопросами общегосударственной важности. Например, эксперты прогнозируют, что в этом году недополученная прибыль сельхозпроизводителей составит примерно 20 млрд. грн. Дело в том, что на мировом рынке цена пшеницы составляет примерно $250 за тонну, или 3 тыс. грн. Однако закупочная цена на продовольственную пшеницу опустилась до 1800 грн. Учитывая, что логистика обходится максимум в 500 грн., несложно подсчитать, что «псевдотрейдеры» кладут в карман 700 грн. с тонны. И это происходит именно по причине недосмотра со стороны Министерства. Не исключено даже, что это и не недосмотр вовсе.

Понимая, что страна производит зерна минимум вдвое больше, чем потребляет сама, в свое время государство создало Аграрный фонд. Сейчас его бюджет — 7,2 млрд. грн. Во время урожая фонд должен выходить на рынок, выкупая зерно по цене в этом году примерно $200 за тонну (т.е. 2400-2500 грн.), а позже перепродавая его. Соответственно, у фермеров появляется альтернатива, и трейдеры также вынуждены повышать цену. Сейчас этого не происходит, потому что в этом году все средства Аграрного фонда были потрачены на форвардные контракты (по сути, беспроцентные кредиты) и фонд ни тонны зерна на рынке не купил. Даже многократно подвергаемое критике правительство Николая Азарова не допускало таких ошибок. Если, опять же, это ошибка.

В 2011-2012 годах цена на зерно обеспечивала 30-40% рентабельности производителям. Почему деньги Аграрного фонда не используются в соответствии с Законом «Об основных принципах государственной аграрной политики» на финансовые интервенции, а используются в частных интересах, можно только догадываться. Напомним, цена кредитных ресурсов на финансовом рынке превышает 25% годовых.

Нет понимания, как уделяют внимание в ведомстве Игоря Швайки и другой острой проблеме. Речь о печально известном китайском контракте, который, казалось бы, должно быть приоритетным направлением работы Министерства. Напомним, что в декабре 2012 г. Экспортно-импортный банк Китая договорился с украинским правительством о предоставлении Украине кредита на сумму $3 млрд. под госгарантии на реализацию проектов в агропромышленном комплексе. Часть кредита в размере $1,5 млрд. предоставлялась Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ), которая должна была закупать на украинском рынке зерно для дальнейших поставок в Китай.

Этой весной у китайской стороны возникли вопросы по поводу выполнения Украиной своих обязательств, и напряженность не сглажена до сих пор. Но судьба столь важного контракта, который мог бы стать основной для долгосрочного сотрудничества с одной из крупнейших экономик мира, похоже, не особо волнует Министерство аграрной политики. Как ни банально это звучит, но после Майдана ожидания от смены власти заключались явно не в приходе к рулю экономики персон с подобными подходами.

По материалам “Сегодня”

redaktsiya