Экономика

Национализация изнутри: кто и как отчуждает украинскую собственность в Крыму (+ФОТО)

В Крыму готовятся приступить к активной фазе национализации. 1 июня вступил в силу закон, с которым ожидают масштабных действий. Какая судьба государственных предприятий в Крыму сегодня и как собирается их возвращать Украина, попытался узнать наш корреспондент.

В Крыму уже три месяца как идет процесс национализации. Фактически это означает переход в собственность Республики Крым тех организаций и предприятий, которые являлись объектами государственной собственности Украины. В списке проекта постановления Государственного Совета Республики Крым «О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций АПК, расположенных на территории Республики Крым» по состоянию на 02.06.2014 года значится 141 объект.  Исходя из документа, здравницы, виноградники, вузы, предприятия, винзаводы, НИИ уже не принадлежат Украине.

Только начало

На данный момент сам процесс передачи собственности только начинается, утверждают местные чиновники. 1 июня на территории Республики Крым вступил в силу закон, который регламентирует эти процессы. Вместе с ним ожидаются и реальные действия. Поэтому местные органы власти заверили нас, что пока не занимаются этим вопросом и затрудняются ответить, как будет происходить процесс отчуждения. В интервью нашему изданию председатель постоянной комиссии Государственного Совета по земельным, аграрным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Дмитрий Рогачев прокомментировал ситуацию.

«Национализируется то, что ранее принадлежало Украине. Органами управления являлись разные ведомства и министерства Украины. Так как эти объекты остаются без управления, все эти органы, предприятия и другие юридические образования национализированы и в зависимости от направления переподчинены. Это сделано для того, чтобы предприятие не осталось в стороне от финансирования, зарплаты. В дальнейшем будет разработана программа по развитию этих национализированных предприятий с целью привлечения инвестиций и какого-то эффективного дальнейшего развития. Здесь несколько направлений можно выделить: предприятия санаторно-курортного комплекса, аграрного сектора, бюджетные предприятия. Все они будут закреплены за определенными ведомствами. Но все это в процессе. Только продумываются механизмы. Еще ничего не происходит толком. Большинство создают вокруг этой темы нездоровый ажиотаж, что это будет раздаваться, покупаться, продаваться… Но ничего так просто не будет! Думаю, что будет поиск перспективного собственника, который действительно будет не содержанием заниматься, а увеличением рабочих мест, увеличением поступлений в бюджет», — говорит Рогачев.

Украина процесс национализации не признает и предпринимает все возможные действия, чтобы вернуть свою собственность в Крыму. 25 марта этого года правительство поручило Министерству юстиции вместе с Фондом госимущества определить ценовой эквивалент потерь объектов государственной собственности. Во время последнего брифинга министр юстиции Павел Петренко озвучил эту цифру — более 1 трлн. грн. Он уточнил, что эти данные не окончательные, и в них не учтена упущенная выгода и стоимость полезных ископаемых, а также морского шельфа.

Возвращать свою госсобственность Украина будет в судебном порядке. «Украина признает временно оккупированные территории неотъемлемой частью нашего государства, на этих территориях действует Конституция и законы Украины. Любые объекты государственной собственности, которые находятся на территории Крыма, являются собственностью Украины. Полная материальная ответственность за убытки, нанесенные государственным компаниям, министерствам и ведомствам, возлагается на Российскую Федерацию как на государство, которое осуществляет оккупацию. Государство Украина всеми возможными способами будет способствовать возмещению материального и морального ущерба, нанесенного РФ», — сообщили нам в Минюсте.

В Госсовете Республики Крым нам сообщили, что ничего не собираются возмещать, так как считают процесс национализации законным. «Крым же не оценивает тот ущерб, который Украина за 20 лет принесла. И кто там оценивает? Что там есть какие-то оценщики? Которые пришли и сами хотели все захватить на шару. Ну не получилось. То, что они теперь руки не могут протянуть — это их проблемы», — заявил председатель постоянной комиссии Госсовета РК по земельным, аграрным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Дмитрий Рогачев.

Первый шаг — опись госимущества

Побывав на объектах, которые значатся в списке национализированных, нам удалось узнать, как обстоят дело. Пока что на территории Крыма происходит опись имущества, сообщил источник, близкий к новому руководству РК.

Сотрудник здравницы «Зори Украины» рассказал, что национализация — только на словах, и на самом деле в работе ничего не изменилось: «Приезжала комиссия из России, осмотрела нашу территорию, корпуса, запросили, что у нас есть по основным фондам. И уехали. Пока ничего не изменилось. Руководство прежнее. Печати тоже те же (с украинским гербом — Авт.). Единственное что, украинцы теперь не смогут приехать через соцстрах, так как он приостановил действие договора. Разве что по полной стоимости путевки».

На вопрос, кому теперь подчиняется здравница, сотрудник затруднился ответить: «Раньше мы подчинялись Государственному управлению делами при президенте Украины. Теперь — еще неясно. Вроде бы как создали при Министерстве курорта и туризма Республики Крым какое-то объединение, куда вошли все государственные санатории, дачи и все, что национализировано. Это временно. Потом будут эти объекты распределять по отдельным министрествам в соответствии с профилем деятельности каждого предприятия. Пока что четких указаний нам не поступало».

Как удалось выяснить, эти комиссии посещают не только гособъекты. Сотрудник частного детского лагеря в Малом Маяке рассказал нам, что в апреле этого года к ним тоже приезжала группа в составе 40 человек. «Сказали, что проверяют лагерь на чистоту и порядок. Посмотрели территорию, здания, что-то записали и уехали», — вспоминает сотрудник лагеря.

Мы уточнили информацию у главы Республиканского комитета земельных ресурсов Крыма Александра Городецкого, коснется ли процесс национализации и частных объектов. «Если с документами на землю и сам объект нет нарушений, то национализация не коснется частной собственности», — заверил глава Рескомзема. Подтвердил эти слова и Дмитрий Рогачев: «Никто частную собственность украинцев в Крыму трогать не будет. Захотят развиваться — пожалуйста. Но уже на условиях Российского государства».

В городском совете г. Ялты нам сообщили, что комиссия по инвентаризации работает в Крыму уже около двух месяцев. «Они ездят по санаториям, лагерям и другим объектам, которые в значатся в списке национализированных. Смотрят, в каком они состоянии, что есть на балансе. Пока делают опись того, что будут в дальнейшем отчуждать. Предприятия совместной собственности будут национализированы частично. Часть акций, которая принадлежала Украине, будет передана Республике Крым. Частная собственность останется неприкосновенной», — рассказал сотрудник ялтинской мэрии.

Начало национализации

Валерий Никитович Ежов, уже экс-директор ГП «Никитский ботанический сад», рассказал нам, что в данный момент предприятие возглавляет новый руководитель и что процесс национализации уже пошел. «Я уволился по собственному желанию около двух месяцев назад. Комиссия приезжала к нам. Это представители Федерального агентства науки РФ. Приехали, переписали все, что есть на балансе предприятия. На данный момент ГП «Никитский ботанический сад» временно подчиняется аграрному комплексу Республики Крым. Потом якобы оно отойдет в подчинение Академии наук России. А вообще сейчас идет борьба за объект. Желающих возглавить его много», — комментирует ситуацию бывший директор предприятия.

«Национализация» ГП «Ливадия» прошла не так мирно. Как сообщил пресс-секретарь предприятия Александр Гордуз, винзавод стоит уже три месяца, т.к. он был захвачен рейдерами.

«Вместе с так называемой национализацией произошел рейдерский захват предприятия. Случилось это 26 марта. Прежний директор был временно отстранен от работы. Официальная причина — расследования на предмет финансовых афер. В 11 вечера приходят на проверку с вооруженными людьми, угрожая открыть огонь на поражение, избивают сотрудника, не допускают к работе. И только через три дня из Министерства АПК РК пришло официальное письмо о начале проверки в связи с национализацией. Я уверен, то это умышленное доведения предприятия до банкротства. Во время проверки никто не реагировал на призывы сотрудников завода спасти вино и своевременно его продать, чтобы предприятие смогло его продать и люди получили зарплату. Также не ведутся работы по обрезке виноградников и подготовке к сбору урожая. Не продали вино — нет средств. Соответственно, урожай будет крайне низким, вина будет недостаточно, чтобы обеспечить деятельность предприятия. Знаете, этим людям не нужно вино и виноделие, а «распил» земли ГП «Ливадия», — рассказал Александр о ситуации на винзаводе. На данный момент проверка закончилась, прежний директор Генрих Микаэлян уволен по статье нецелесообразное расходование денежных средств (ст.41, п. 2).

«Самое интересное, что все обвинения касаются периода 2010-2012-х, а Генрих Микаэлян приступил только в 2013 году к работе. И за этот год Микаэлян все сделал для того, чтобы предприятие не только выжило, — когда он принимал ГП «Ливадия», оно было на грани банкротства. При его управлении завод выплатил долги, собрал урожай, наладил эффективную перспективную работу», — комментирует итоги проверки пресс-секретарь винзавода Александр Гордуз.

На данный момент на винзаводе новый и.о. директора. Министерство АПК РК назначило управлять предприятием человека, которые ранее занимал должность агронома. Экс-директор Генрих Микаэлян намерен обращаться в суд.

Национализация коснулась и сферы образования. В этом году студенты украинских вузов останутся без долгожданного отдыха в Крыму, некоторые — без практики. Учебные заведения лишились не только баз отдыха. Филиалы, исследовательские базы, гаражи и другие объекты — все это осталось на теперь неконтролируемой Украиной территории Крыма.

Министр образования и науки Украины Сергей Квит прокомментировал ситуацию лаконично: «Сейчас происходит (или уже произошел) захват этих зданий. В первую очередь, под ударом государственная форма собственности, во вторую — частная». Его заместитель Алексей Днепров уверен, что нужно всем вместе отстаивать свое право на государственную собственность.

«Нужна единая позиция на государственном уровне. Там не только наше имущество, но и многих других органов. Сейчас, согласно поручению Кабмина, в Минюст переданы все правоустановительные документы на это имущество. Минюст будет готовить оценку убытков, нанесенных аннексией всем государственным органам, включая Минобразования. После этого будет проводиться правовая работа, в том числе, думаю, в международных судебных инстанциях, относительно компенсации этих убытков и возврата имущества», — говорит Днепров.

В то же время руководство некоторых вузов верит, что есть возможности оставить объекты в распоряжении университетов. «Просто не верится, что так произошло! Мы столько вложили собственных (университета – ред.) средств в восстановление и реконструкцию базы отдыха. Купили микроавтобус, который, кстати, тоже теперь не можем вывезти, отремонтировали дороги, засаживали территорию, ремонтировали, строили… За все годы независимости мы ни копейки не взяли у государства на ремонт, восстановление корпусов базы отдыха, которая, между прочим, была построена руками студентов более 60 лет назад. Путевки куплены, но кто теперь туда поедет!», — объясняет ситуацию директор студенческого лагеря одного из вузов Украины. Такая же ситуация и с другими украинскими учебными заведениями, чьи объекты остались на территории полуострова.

Что в итоге? «Все это одна сторона ситуации, видимая. На самом деле все будет решаться в индивидуальном порядке. Обо всем можно договориться, — уже «не для прессы» в доверительном тоне сказал нам один из приближенных к нынешнему руководству Республики Крым. — Политика политикой, а деньги с деньгами всегда договорятся. Мы все это понимаем. И вы тоже, правда же?»

Автор: Анна Прокаева

redaktsiya