Последние массированные удары агрессора по энергосистеме Украины после некоторого перерыва показали, что враг не отказался от цели разрушить энергетику страны, но несколько изменил стратегию, если сравнивать с масштабными ударами осенью-зимой 2022-2023 годов. Хотя объективной информации в открытом доступе мало, но очевидно, что громкие слова о защите энергообъектов от ударов с воздуха в 2023 году, оказались не более чем пиаром и пустыми обещаниями, а часто во всем этом проглядывает коррупция и воровство.
Работа по защите энергосистемы в 2023 году была провалена по разным причинам. Среди них – отсутствие обещанных средств от США и ЕС и отсутствие оборудования. Но одной из важнейших причин стало преступное бездействие и самоуверенность Минэнерго, Укрэнерго, Нафтогаза, Энергоатома, ДТЭК, а также всепоглощающая коррупция.
На этом фоне начинают высказываться неадекватные, часто бредовые идеи о «децентрализации энергосистемы», о поголовном переходе на возобновляемые источники, об отмене регулирования тарифов на энергию, что приведет к космическому их росту, от чего пострадают население, остатки промышленности и вообще экономики. При этом мало что было сделано для банальной физической защиты объектов доступными средствами, для которых не нужны помощь западных союзников и решение Палаты представителей Конгресса США. Целых год в прессе звучали коррупционные скандалы на тему закупки бетона для защиты по спекулятивным ценам и так далее. То есть речь идет о мародерстве в военное время, которое должно пресекаться жестоко и однозначно.
Осенью-зимой 2022-2023 годов удары агрессора были направлены, прежде всего, на мощности по межрегиональной транспортировке и распределению электроэнергии, хотя имели место и удары по объектам генерации, преимущественно тепловой. Затем, уже в июне 2023 года имело место совершенно патологическое уничтожение плотины Каховской ГЭС, что привело, кроме прочего, к масштабным экологическим и продовольственным последствиям, о чем шла речь в публикациях «Трагедия на Каховской ГЭС: кто, зачем и каковы последствия?» и «Зерновая сделка «накрылась» Каховской дамбой?».
Враг и сейчас не отказался от уничтожения передающе-распределительных мощностей, включая узловые трансформаторные подстанции.
Но, кроме этого, основное направление своих ударов агрессор сосредоточил на уничтожении так называемых маневренных генерирующих мощностей, то есть гидро- и тепловой генерации.
Кроме того, начались удары по газотранспортной системе, в частности, по инфраструктуре подземных газохранилищ на Западной Украине. Ранее такого не было, и это новая глава преступлений путинского режима.
После достаточно длительного перерыва 22-29 марта возобновились удары по энергообъектам. Правда, в тот момент, когда этот текст был в работе, наметился некоторый перерыв, но возобновление ударов вполне возможно в ближайшее время.
Как заявил через СМИ премьер Денис Шмыгаль, за последние недели агрессор разрушил 80% теплоэлектроцентралей Украины, что составляет более шести гигаватт мощностей украинской энергосистемы. Кроме того, по словам Шмыгаля, уничтожаются объекты гидро- и угольной энергетики, трансформаторное хозяйство и передающие мощности.
Атаки показали, что враг накопил большое количество средств поражения и теперь наносит концентрированные удары разными типами ракет и дронов по одному объекту с разных направлений. Использование, наряду с крылатыми дозвуковыми, также баллистических, аэробаллистических и гиперзвуковых ракет ведет к тому, что объект часто оказывается пораженным даже при самоотверженной работе ПВО. Тем более что Украине катастрофически не хватает средств ПВО и боеприпасов к ним.
В открытых источниках отмечается, что вражеские ракеты стали бить намного точнее, чем год назад.
«В отличие от прошлых периодов, прошлой зимы, точность ракет поражает: разбег— метр. Если раньше это было 100 метров, 200, 300, сейчас это просто прилетает метр на метр. К сожалению, не удалось сбить все ракеты, последствия просто колоссальные – поле чистое, нет крыши, нет оборудования. Выжженная земля», — обращает внимание исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.
Надо полагать, целью врага является превращение Украину в территорию, как можно более непригодную для нормальной жизни. Удары по электроэнергетике и газовой инфраструктуре приведут к тому, что в следующую зиму, возможно и раньше, без электроэнергии и отопления останутся миллионы украинцев, будут парализованы промышленность и транспорт, ослаблена обороноспособность страны.
За последнее время СМИ сообщали об атаках на Криворожскую ТЭС, Приднепровскую ТЭС, Бурштынскую ТЭС, Ладыжинскую ТЭС, Добротворскую ТЭС, Харьковскую ТЭЦ-5, Харьковскую ТЭЦ Эсхар, Змиевскую ТЭС, Калушскую ТЭЦ, ДнепроГЭС, Среднеднепровскую и Кременчугскую ГЭС.
В частности, относительно Змиевской ТЭС в Харьковской области, в «Центрэнерго» сообщают, что она была полностью разрушена в результате ракетного удара 22 марта.
«Уничтожены все блоки, повреждено вспомогательное оборудование. Степень разрушения разная, от полного – до значительного. Сейчас на предприятии продолжается разбор завалов, и нет доступа к большей части оборудования. Поэтому возможностей более точно оценить масштаб повреждений, точные цифры относительно суммы, необходимой для восстановления, а также каких-либо прогнозов относительно времени ремонтов – нет», – отмечают в Центрэнерго и сообщают, что ТЭС осмотрел министр энергетики Герман Галущенко, который пообещал найти деньги на ремонт.
Ранее были разрушены Каневская ГЭС, а также тепловые электростанции «Донбассэнерго». Кроме того, напомним, что самая большая Запорожская АЭС захвачена, почти без сопротивления, два года назад.
По словам Зеленского, были новые прилеты по Каневской ГЭС и по Днестровской ГЭС, причем удар по последней может сказаться и на соседней Молдове.
Большинство атак, к сожалению, достигли частичного или полного успеха. Многие котлы и генераторы ТЭС, ТЭЦ и ГЭС уничтожены физически и не подлежат восстановлению или требуют очень долгосрочных ремонтов продолжительностью в несколько лет.
Отметим, что все эти объекты строились в советский период в течение долгого времени, часто методом так называемых «ударных строек», и повторить такое строительство, тем более с советскими темпами, да еще в условиях войны и обстрелов едва ли кто-то в мире вообще способен, тем более в современной коррумпированной Украине, бесславно утратившей свой былой научно-технический и производственно-технологический потенциал.
Например, если говорить о таком высокотехнологичном оборудовании, как паровые турбины и электрогенераторы, то они строится под заказ в течение многих месяцев и требуют сложного процесса проектирования, монтажа, пуска и отладки. Все это в условиях войны, отсутствия средств и кадров, технологической деградации. К тому же, предприятия-производители также могут подвергаться ударам.
Кроме того, отмечен первый целенаправленный удар по солнечной электростанции, собственно, вообще по объекту возобновляемой энергетики в Днепропетровской области, о чем заявил председатель правления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий.
Активизация ударов по солнечной энергетике может объясняться тем, что с наступлением весны происходит сезонный рост производства электроэнергии на солнечных электростанциях, и враг хочет уничтожить эту альтернативу.
Кроме того, продолжились удары по высоковольтным подстанциям «Укрэнерго», в частности, в южном регионе, в районе Одессы. Враг методично разрушает передающие и распределительные мощности в других регионах. Из-за этого действуют ограничения по электроснабжению, в частности, в Харьковской области, Кривом Роге и других местах. В связи с этим, в «Укрэнерго» призывают экономить электроэнергию.
Пока меньше всего пострадали объекты в Киеве, потому что он лучше всего прикрыт ПВО, но Харьков, Запорожье, Сумы и другие крупные города следующей зимой могут остаться без отопления, а электроэнергия, возможно, будет подаваться всего не несколько часов в сутки. Словом, будущей зимой Украину ожидают серьезные испытания.
Можно утверждать, что враг поставил целью физически уничтожить всю традиционную генерацию ДТЭК, ПАО «Укргидроэнерго», ПАО «Центрэнерго».
Агрессор пока не атакует непосредственно только три атомные станции НАЭК «Энергоатом», побаиваясь экологических последствий и слишком резкого общественного резонанса, потому что большинство нынешних «друзей» Кремля в мире могут резко пересмотреть свое отношение к Москве, прежде всего, в Индии и Китае. И все же, вполне вероятно, что враг предпримет попытку разрушить электрические сети вокруг атомных станций.
Кроме того, повторим, эти подонки начали бомбить хранилища газа, что представляет дополнительную опасность, потому что если будут разрушены системы передачи газа, то невредимые ТЭЦ города также не смогут работать.
Пока что остается в строю атомная энергетика, которая производит бОльшую часть энергии в стране, но, по существующим канонам, атомными мощностями невозможно маневрировать, то есть оперативно менять генерируемую мощность в зависимости от суточных колебаний потребления. Строго говоря, реактор и генерирующие паровые турбины АЭС можно плавно вывести на номинальную мощность и работать на ней в течение длительного времени.
Правда, на сей счет в последнее время высказывались и другие мнение, но оставим эту тему специалистам.
Для маневрирования мощностью используется та самая гидро- и тепловая генерация, которую сейчас стремится уничтожить враг. Тепловая и гидрогенерация позволяют оперативно увеличивать или уменьшать мощность, генерируемую турбинами, вплоть до того, чтобы разгонять или останавливать их полностью.
Правда, и здесь доводилось слышать мнение энергетиков о том, что, строго говоря, оперативно регулировать мощность тепловыми блоками – это не от хорошей жизни, такое маневрирование сопровождается тяжелыми режимами для тепловых турбин, что ведет к их износу. Но опять-таки, этот вопрос оставим специалистам. Тем более что другого выхода нет, поскольку существующих гидрогенерирующих и гидроаккумулирующих мощностей недостаточно для полноценного маневрирования.
Подобные объяснения могут быть слишком дилетантскими, но они дают понятие о сути проблемы рядовому обывателю, не искушенному в энергетике и едва ли до конца понимающему даже смысл понятия «электрической мощности».
Дальнейший сценарий своего рода «автоотключения энергосистемы» просто и доходчиво описан Юрием Корольчуком, поэтому просто процитируем с некоторыми сокращениями и редакторскими правками, не изменяющими сути:
«Серия ракетных ударов по объектам производства электроэнергии (ТЭС, ГЭС) в течение 22-29 марта 2024 г. – это продолжение расшатывания энергосистемы Украины.
И как результат доведения ее до состояния, когда основа энергосистемы – 9 блоков АЭС – не смогут полноценно работать и просто автоматически отключатся.
Вывод из строя маневренной генерации (ТЭС и ГЭС) в ключевых для энергосистемы «точках пересечения» увеличивает нагрузку на АЭС. Именно такова роль в Ладыжинской ТЭС, Бурштынской ТЭС и «Днепрогэс». К сожалению, список таких генерирующих мощностей слишком мал, чтобы поврежденные можно было заменить исправными.
Поэтому маловероятно, что цель России – просто взять и уничтожить энергосистему. В принципе это сделать непросто, а также такие действия несут потенциальные необратимые техногенные проблемы в случае с АЭС.
Скорее можно говорить о следующей цели: довести ситуацию в энергосистеме до такой «точки», когда оставшиеся объекты генерации, то есть энергоблоки АЭС, будут самостоятельно отключаться или войдут в режим периодического отключения от энергосистемы. То есть это будет своеобразное автоотключение энергосистемы.
Потенциальным вариантом решения такой проблемы может стать разделение энергосистемы на отдельные части, чтобы сохранить возможность работы не всех блоков АЭС, а по 2-3 или 4-5 отдельно. Это сейчас может казаться, что такое невозможно. Однако в результате это приведет к тому, что часть Украины будет иметь плюс-минус стабильное электроснабжение, а часть – похоже, как сегодня в Одессе или Харькове.
Не все объекты полностью разрушены. И по предварительным оценкам при финансировании и наличии оборудования для замены к осени можно восстановить до 1500 МВт мощностей ТЭС и ГЭС.
Но при этом следует учитывать, что враг может продолжить нанесение ударов».
Таким образом, сейчас выживание страны, невозможное без сохранения энергетики, очень сильно зависит от наличия средств ПВО и боеприпасов к ним для защиты энергообъектов. С этим проблемы были изначально, а в свете кризиса с зарубежной помощью, прежде всего со стороны США, проблемы ПВО катастрофически обострились.
Об этом пишет The Washington Post в публикации «Russia strikes power plants in heavy blow to Ukrainian electric grid» или «Россия нанесла удары по электростанциям, нанеся сильный удар по украинской электросети»/
«В течение нескольких месяцев украинские чиновники умоляли своих западных коллег усилить противовоздушную оборону, предупреждая, что Россия, скорее всего, усилит свои воздушные атаки. В прошлом году Москва всю зиму атаковала энергосистему Украины, но эти атаки стали менее эффективными после того, как Киев получил более совершенные системы ПВО, такие как разработанный в США Patriot.
Атака в четверг (28 марта – А.К.) последовала за аналогичной атакой неделю назад, которая привела к отключению электричества в северо-восточной части Харьковской области Украины. Энергоснабжение в этом районе до сих пор полностью не восстановлено. Министр энергетики Украины Герман Галущенко назвал это «крупнейшей атакой на украинский энергетический сектор за последнее время».
Пресс-служба ДТЭК заявила, что «российские беспилотники и ракеты все чаще проникают через ПВО Украины. Усугубляет эту возросшую угрозу то, что атаки становятся все более точными и концентрированными, а значит, наносят больший ущерб жизненно важному оборудованию». Провайдер заявил, что потерял «около половины» своих генерирующих мощностей в результате ударов по его инфраструктуре на прошлой неделе. В своем заявлении генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко сказал, что Украине «срочно нужны боеприпасы для ПВО».
Участившиеся нападения – и опасения, что ресурсы Украины для их пресечения могут быть на исходе – почти наверняка нанесут еще один удар по ослабленной в военное время экономике страны. Украинские чиновники пытались привлечь инвестиции и вернуть миллионы украинцев, живущих сейчас за границей, рассказывая об улучшенной противовоздушной обороне страны».
Весь 2023 год, последовавший после масштабных вражеских ударов зимой 2022-2023 годов, разнокалиберные чиновники кормили общественность бодрыми обещаниями обеспечить максимально возможную физическую защиту энергообъектов, на что государство якобы выделило огромные суммы денежных средств.
Реальные объемы средств и выполненных работ остались неизвестными в силу секретности этих данных, что во время войны является вполне оправданным.
Но все это время информпространство сотрясали громкие скандалы на тему воровства и коррупции, связанных с ремонтом, восстановлением и сооружением защиты энергообъектов. Подробно копаться в этих фактах не будем, поскольку это займет слишком много места и времени…
К тому же, к указанным, условно говоря, тривиальным формам мародерства на энергетике во время войны стали прибавляться более «навороченные» формы этого омерзительного явления.
Об этом в еще одной публикации просто и доходчиво пишет упомянутый Юрий Корольчук, мнение которого опять приводим с некоторыми сокращениями, не меняющими суть и смысл/
«Похоже, начинается соревнование: кто первым развалит энергосистему Украины – Россия или «Укрэнерго»?
Со стороны Украины поражает бессознательный выбор деградации и уничтожения энергосистемы.
Работа по защите энергосистемы в 2023 году была провалена. Отчасти из-за отсутствия денег от США и ЕС. Частично – от отсутствия оборудования. Частично – от самоуверенности Минэнерго, Укрэнерго, Нафтогаза, Энергоатома, ДТЭК.
Поэтому теперь мы становимся свидетелями второй части драмы, где Россия и внутренние участники Украины будут соревноваться в достижении негативной цели: деградация и обрезание или сокращение и уменьшение энергосистемы.
Глава энергетического комитета Верховной Рады Герус призвал раздробить энергосистему: «Когда мы имеем 5-10 крупных электростанций, то они цели и их можно поражать. Когда у нас будут сотни мелких электростанций… обстреливать ракетами будет практически нереально или очень дорого».
Руководитель «Укрэнерго» Кудрицкий практически слово в слово повторяет: «Вместо 15 или 20 крупных электростанций необходимо построить сотни маленьких от 5 до 30 МВт мощности. Они будут более стойкими против этих атак из-за своей рассредоточенности».
Наверное, Герус и Кудрицкий наслушались выступления Путина от 24 февраля 2022 года и решили помочь «декоммунизировать» энергосистему.
Оба, и Герус, и Кудрицкий из «Укрэнерго» убеждают украинцев, что это благо. Оба «включают дурака» и не рассказывают о следующих факторах:
1) Каким в такой децентрализованной системе будет тариф на электроэнергию? Спойлер: по опыту отдельных стран тариф будет выше 40 центов за кВт (15–30 грн).
2) Как будет происходить процесс диспетчеризации или контроля за производством и передачей электроэнергии? Спойлер: а никак! По сути, Украина превращается в страну-генератор. Пусть это большие генераторы по 5 или 30 МВт, но это генераторы. Есть деньги купить газ или дизель – включай. Нет денег – не включишь.
3) Можно ли когда-нибудь в прекрасном далеком будущем (которое Герус и Кудрицкий вероятно будут проводить не в Украине) объединить все эти мелкие «генераторы» в единую энергосистему? Это нереально. Тот, кто советует такое делать, потом будет очень громко хохотать над Украиной.
4) Какова будет базовая генерация в такой стране-генераторе? Спойлер: базовой генерации, в сущности, не будет существовать. Не сможет она работать полноценно. Ведь для этой базовой генерации не будет потребителя. Сейчас базовой генерацией, производящей большую часть электроэнергии, являются атомные станции. Зачем тогда строить новые обещанные АЭС, выделять под это средства?
Не говоря уже о деньгах и времени, которых просто на все это нет. Поэтому такие предложения – это исключительно схема вытащить деньги из бюджета и раздерибанить их на малые-большие генераторы.
Можно, конечно, предположить, что заявления двух человек (Герус и Кудрицкий из Укрэнерго) являются стечением обстоятельств. Но есть нюанс. Идею децентрализации начали продвигать еще до войны, а с началом войны децентрализация подают чуть ли не единственным выходом из проблемной ситуации.
Скорее всего, Герус, что Кудрицкий озвучивают не свои мысли.
Ладно, Герус… Но «Укрэнерго»! Организация, лучше понимающая значение крупной и масштабной энергосистемы (что сейчас и спасает ситуацию) теперь предлагает украинцам погрузиться в хаос мелких сетей, дробление генерации и высокой цены на электроэнергию. Даже не высокой цены, а сверхвысокой».
Кстати, в последние дни чуть ли не из «каждого утюга» зазвучали зажигательные речи о необходимости резкого увеличения тарифов на электроэнергию, вплоть до полного снятия любых ограничений на тариф. Цель благородная: аккумуляция средств на восстановление и модернизацию энергосистемы, где под «модернизацией», надо полагать, понимается описанная выше «децентрализиция».
В подробности того, как это отразится на населении, остатках промышленности и экономики в целом, вдаваться не будем, а лишь отметим, что это чревато полным коллапсом с соответствующими последствиями для обороноспособности страны, тем более при нынешнем критическом положении.
Правда, предлагается и другой путь аккумуляции средств на ремонт и восстановление в виде эмиссии акций. Не будем с кондачка комментировать этот способ мобилизации средств, но напомним, что сейчас едва ли не главным способом заработка банков является спекуляция на долговых обязательствах, и в этом, похоже, шкурно заинтересованы определенные круги.
Наблюдая за всем этим, у агрессора, наверное, уже ладони стерли в кровавые мозоли от бурных аплодисментов!