Досуг

Звездою можешь ты не стать, но заплатить всегда обязан

$40 тыс. — это, по словам различных продюсеров, минимальная сумма, необходимая для того, чтобы дать начинающему артисту первый толчок и сделать его самоокупаемым. Однако, имея такие деньги, продюсер и артист не имеют права на ошибку, поэтому для превращения артиста в звезду лучше иметь не менее $100 тыс.

Расхожее определение «большие деньги в шоу-бизнесе решают все» является скорее полумифом, нежели догмой. На украинской сцене в настоящее время немало популярных артистов, в раскрутку которых, по оценкам экспертов, вложено не менее $150-200 тыс. Правда, подобные, а порой и большие суммы не являются стопроцентной гарантией того, что благодаря им группа или исполнитель станут по-настоящему популярными. Правильнее говорить, что подобные проекты просто добьются известности. Эти артисты и их песни широко известны, однако о крупных сольных концертах или частых выступлениях на корпоративах либо ничего не слышно, либо подобные мероприятия у них происходят крайне редко. «На мой взгляд, уровень популярности артиста показывает количество его концертов и их стоимость. Причем, когда эти выступления организовал не менеджмент артиста, а его (артиста) пригласили выступить прокатчики. Если же его гонорар — $1 тыс., и у него 10 концертов в месяц, то он не популярный артист. Правда, это уже какая-никакая востребованность»,— говорит продюсер Михаил Шиян (группы «МАМА АБАМА», «На Вiдмiну Вiд», Бьянка и ex-продюсер Сереги).

«Схема «вот мешок денег и поющая дочка» — не работает. Есть люди, которые за такое берутся, но это очень неблагодарный труд. Иными словами, это работа по освоению денег. Потом, конечно, можно найти сто пятьдесят отмазок перед инвестором, почему проект не выстрелил, но это какая-то дуристика. Мне несколько раз предлагали заняться подобными проектами, но, несмотря на то, что я совсем не бессребреник, послушав записи этих исполнителей, отказывался за них браться. Я даже не представляю себе, с каким выражением лица я бы предлагал радиостанциям и телеканалам поставить в эфир их песни. Отчасти это связано с тем, что у меня есть другой бизнес, и я могу себе позволить отказаться»,— рассказывает Виталий Климов, экс-продюсер групп «Табула раса» и «Океан Эльзы», действующий продюсер сольного проекта Святослава Вакарчука и группы Gouache.

Для чего на самом деле нужны такие большие суммы и в каких случаях достаточно $40 тыс.? Наибольшую часть затрат из этого бюджета составляют видеоклипы. Снять один качественный музыкальный ролик стоит от $12 тыс. при условии, если его снимает не топовый режиссер вроде Алана Бадоева, Семена Горова или Виктора Придувалова. Услуги этих людей обойдутся продюсеру в несколько десятков тысяч. Причем высокая цена зависит не только от их гонорара. Были случаи, когда эти режиссеры снимали и малобюджетные клипы. Высокая стоимость зависит от количества съемочных дней, используемых в роликах спецэффектов, выбранных локаций, аренды павильонов и т.п. Существует, правда, немало примеров не только в Украине, но и в мире, когда клипы обходились гораздо дешевле. Их снимали малоизвестные режиссеры или даже сами музыканты на любительскую камеру (первые ролики британской группы The Cure), либо на компьютере создавалась простейшая анимация (песня российского исполнителя Васи Обломова «Еду в Магадан»). «Что касается клипа, то сейчас очень интересная тенденция — никого уже не удивишь интересной картинкой и ничем другим. Нужна очень креативная идея. Но при этом совсем не обязательно, что такой клип будет стоить больших денег. Мы вернулись к тому, с чего все начиналось,— главной ценностью вновь стали мозги и люди, способные придумать что-то интересное»,— говорит Виталий Климов.

Однако, по мнению продюсеров, для создания успешного проекта артисту необходимо снимать три клипа в год. Это связано с тем, что в нынешние времена появилось довольно много артистов, соответственно, выросла и конкуренция. Причем клип должны транслировать три-четыре музыкальных канала, один из которых обязательно должен быть топовым. Понятное дело, что в нашем случае таковым является «М1». Кроме того, клип должен появляться в эфире не менее четырех раз в день.

На втором месте по затратности стоит запись и аранжировка песен — $2-3 тыс. за композицию. Если речь не идет о записи альбома, то достаточно сделать в студии всего три песни, которые впоследствии будут ротироваться на радиостанциях, которых также, как и телеканалов, должно быть три-четыре, и, опять же, не менее четырех раз в день. «Для того чтобы человек узнавал артиста, по радио песню нужно прокрутить тысячу раз. Но узнал — не значит полюбил»,— подчеркнул Виталий Климов.

Третьей важной затратной частью является промо артиста в СМИ. Если в 90-е годы это не требовало больших вложений, то теперь пиар стоит уже немалых денег. «Больше всего удручает меня в нынешней ситуации не только как продюсера, но и как бывшего журналиста то, что в СМИ практически не осталось энтузиастов, людей, которые сами помогали бы раскручивать артиста, даже не задумываясь над тем, что это раскрутка. Может, жизнь такая стала, всем нужны деньги, уровень жизни растет и т.п. Теперь рассчитывать на то, что у какого-то журналиста возникнет желание написать о группе или артисте только потому, что их музыка ему реально понравилась, очень маленькая. Но так во всем мире. Сейчас любой талантливый артист понимает, что без денег практически никуда нельзя пробиться, поэтому ему проще прыгнуть в интернет, где происходит стихийное промо. С «Табулой расой» и «Океаном Эльзы» было совсем по-другому. Достаточно было дать послушать материал, и если журналист соглашался с тем, что это крутые группы, он начинал писать о них сам»,— вспоминает Виталий Климов. «Однако неизменным осталось то, что чем креативнее артист и все его промопроявления, тем меньше нужно тратить денег на промо. Соответственно, чем хуже продукт, тем больше нужно вкладывать в промо, и это все равно не дает гарантии того, что принесет плоды»,— продолжает он.

Это стандартная схема раскрутки артиста, но есть еще масса оговорок, и главная заключается в том, что самое важное — разглядеть в репертуаре хитовую песню. «Такая схема работает при условии, что человек талантлив, у него есть хороший материал, хоть чуть-чуть революционный и чем-то отличается от тех, кто уже широко известен. Ты можешь быть не самым хорошим артистом, но когда есть песня с «хуком» и артист с «перцем», она может очень сильно сказаться на популярности исполнителя и заметно увеличить его гонорар»,— рассказывает Михаил Шиян.

Усложняется же процесс и заметно увеличивает стоимость раскрутки тем, что артист сам не пишет песен. В этом случае необходимо искать поэта и композитора, услуга которых обходится в немалую сумму. Одна хорошая песня у украинского автора со всем продакшеном обойдется в $5 тыс. А для того чтобы иметь полноценную концертную программу, в репертуаре их уже должно быть не менее 10. «Здесь возникает еще одна проблема, в Украине очень мало авторов, которые могут написать хорошую песню. Хотя не обязательно за все 10 нужно платить такую цену. Для раскрутки достаточно иметь два-три хита, за которые и платится по $5 тыс., а остальные песни могут быть проходными, соответственно, они и будут стоить дешевле. Кстати, можно не ограничиваться нашими авторами. Например, совершенно реально купить хорошую песню за EUR7 тыс. у шведского композитора»,— комментирует Михаил Шиян.

В том же случае, если не удалось написать или купить стопроцентный хит, появляется еще одна статья расходов — оплата ротации на телевидении и радио. На сегодняшний момент это может обойтись, в зависимости от телеканала и качества песни, в $30-300 за одну трансляцию. «Оплата ротации на ТВ и радио — это полумиф. Лично мне ни разу не приходилось платить за размещение песен и клипов, но подобные ситуации не редкость. Продюсеры телеканалов и радиостанций все-таки понимают, где нормальный материал, а где г..но. Там, где последнее, они всегда берут деньги, и это правильно. Чем меньше плохих артистов будет звучать у них, тем больше хороших»,— говорят Виталий Климов и Михаил Шиян.

milinevskiy
Share
Published by
milinevskiy