Главным экспонатом выставки в Печерской Лавре стала плащаница, расшитая на рубеже XIX-XX веков
В День памяти Святого равноапостольного князя Владимира в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике торжественно открылась выставка «Спадок Святого князя Володимира».
Представители высшего духовенства Украины, а также под венец своего визита в нашу страну глава РПЦ патриарх Кирилл, первыми осмотрели экспозицию, в которой представлены около 150 предметов, подлинных духовных сокровищ, охватывающих широкий период времени от X до XX вв. Основу выставки составили раритеты из коллекции Киево-Печерского историко-культурного заповедника; другие экспонаты поступили из фондов музея «Православная Украина» и личного собрания предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира.
Замысел этого культурно-просветительского мероприятия заключается в том, чтобы посредством специально подобранных сакральных ценностей осветить все стороны процесса прихода Киевской Руси к православию и его развитие. Таким образом посетители могут познакомиться с поистине уникальными экспонатами — от византийской нательной иконы до расшитой фелони (верхнее церковное облачение священников для богослужения в виде парчового, вытканного золотом или серебром одеяния без рукавов).
Религиозное изобразительное искусство представлено произведениями XVII-XVIII вв., картинами украинского барокко. Центром всей экспозиции и, по всей видимости, наибольшим сокровищем из «наследия князя Владимира» большинство первых посетителей посчитало плащаницу, вышитую мастерицей Еленой Праховой по эскизу художника Виктора Васнецова для Владимирского собора в Киеве. Известно, что эта по сути уникальная работа, выполненная на рубеже XIX-XX вв., в свое время подверглась серьезным испытаниям. В ноябре 1926 г. Владимирский собор пострадал от налетчиков, а плащаница, считавшаяся одним из лучших образцов художественного шитья XIX века, была варварски осквернена. Грабители сломали раку, разбили стекло и вырезали в бархатной ткани большие куски с религиозными текстами и образами. «Слава Богу, что украшения из жемчужин и других драгоценных камней практически не пострадали,— рассказал «і» киевский краевед Михаил Таланок.— Елена Прахова взялась за реставрацию, таким образом дважды потрудившись над своим произведением. Вообще, тот факт, что плащаница сохранилась до нашего времени, избежав антирелигиозных репрессий большевистского режима, надо признать настоящим чудом».
Несмотря на всю ценность и торжественное великолепие многострадальной плащаницы куратор выставки «Спадок Святого князя Володимира» Ирина Шульц считает наиболее важной частью экспозиции фрески XVII века из церкви Спаса на Берестове, бережно перенесенные уже в наше время со стен собора на новую основу. Эта древняя роспись, сравнимая разве что с творениями Микеланджело, относится к периоду подвижнической деятельности киевского митрополита Петра Могилы (1596-1646 гг.), продолжателя духовного дела князя Владимира. Именно он восстановил знаменитые киевские храмы, так или иначе связанные с именем равноапостольного князя, — Десятинную церковь и церковь Спаса на Берестове.
Наряду с фресками и археологическими артефактами, проливающими свет на исторические вехи развития православия на Руси, на выставке демонстрируются более привычные экспонаты, предметы, некогда служившие для исполнения священных культовых обрядов, в частности литургийная вышивка, кресты, митры и чаши. На первый взгляд, по сравнению с современными, богато украшенными золотом и драгоценными камнями одеяниями священников высшей иерархии, все они выглядят достаточно скромно. «Дело в том, что вследствие разных причин в Украине сохранилось очень мало духовно-исторических сокровищ, выполненных с применением ценных металлов и камней,— объясняет Ирина Шульц.— Не секрет, что огромное количество такой, по настоящему бесценной церковной утвари было похищено, а также конфисковано богоборческой властью и вывезено за рубеж». Тем не менее госпожа Шульц утверждает, что живопись, серебряные чаши и одеяния, не говоря уже о вышеупомянутых фресках, не имеет аналогов материальной стоимости.