Досуг

Живопись выходит из чистилища

В арт-центре «Я Галерея» в рамках фестиваля «Французская весна» до 23 апреля проходит коллективная выставка украинских и французских художников «Оживающие фигуры». Кураторы проекта Павел Гудимов и Франсуаз Лакосте предлагают посетителям убедиться в том, что внимание современных художников к фигуративной живописи и телу человека не настолько охладело, как могло бы показаться

В рамках проекта «Оживающие фигуры» в галерее представлены картины пяти французских и четырех украинских художников. Объединяет же этих мастеров прежде всего то, что в своих работах и исследованиях они выбирают исключительно фигуративное искусство. Несмотря на всю разность формального и технического исполнения, творчество их направлено на выражение одной общей идеи: отражения человеческого тела. Сокуратор экспозиции Франсуаз Лакосте отмечает, что в 1970-80-х гг. французские учреждения оставили фигуративную живопись без внимания, прославляя концептуальное искусство, но фигуративное искусство не исчезло. «Оно оказалось в состоянии «чистилища»: работы художников-фигуративистов этого периода редко экспонируются и продаются. Но за последние несколько лет все больше выставок и масштабных ярмарок современного искусства констатируют оживление этого «движения» среди художников,— комментирует господин Лакосте. — И выставка «Оживающие фигуры» это подтверждает. Я работаю куратором галереи Croix-Baragnon уже девять лет, и как только мы находим какого-то молодого талантливого художника, то сразу думаем над тем, как можно его представить. Поэтому после накопления у нас работ фигуративного направления мы пришли к выводу, что пора эти работы показать миру».

В Украине же школа фигуративной живописи никогда не теряла своей актуальности, и художники всегда стремились использовать понятные и доступные зрителю формы и образы, в то время как во Франции судьба этого направления сложилась несколько иначе. Однако в данной экспозиции определить, чьей кисти принадлежит та или иная работа, не читая подписей к картинам, довольно сложно. Именно на эту особенность проекта обращает внимание посетителей сокуратор проекта Павел Гудимов. «Если сейчас снять бирки на картинах, то вы можете даже не отличить, где украинские, а где французские художники. Эта выставка доказывает общее дыхание мира, общий дух, который присутствует в искусстве фигуратива,— акцентирует господин Гудимов. — Фигуратив — это не просто переписывание реальности. Это построение нового, порой мистификационного пространства. И украинские, и французские художники делают это достаточно интересно, хорошо».

Представленные в рамках проекта украинские авторы довольно разноплановые. И хотя произведения большинства из них посетители могли уже видеть в рамках прежних экспозиций «Я Галереи», объединенные в новом проекте с работами французских коллег (лагерь французов представили Лина Анжан, Эммануэль Борнстайн, Мюръель Моде, Даниэль Дежан и Гаэль Ипполит), они функционируют совершенно иначе. В частности, в этом контексте они призваны продемонстрировать трансформацию и интеграцию фигуративной живописи в современное искусство. Фигуратив освобождается от предубеждений и каноничности, меняются темы, образы и контексты, возникает новый смысловой и сюжетный формат. «Ростислав Котерлин размывает формальные границы, пользуясь методами постмодернизма и одновременно иронизируя, подчеркивает его отмирание. Анатолий Белов экспериментирует с актуальной и социально-критической графикой на грани иллюстрации и стрит-арта,— объясняет появление в «Оживающих фигурах» произведений именно этих украинских художников Павел Гудимов. — Станислав Перфецкий является последователем поп-арта с идеализацией формы и буквальным наслоением фигуративных образов из разных эпох. Владимир Костырко, как «новый старый мастер», ведет свою игру в сфере мистификации и истории искусства и выводит фигуратив на новый уровень. Живопись меняет представление об окружающем мире, выставляет напоказ новые грани и стороны, а обыденность предметных сюжетов распадается на геометрические элементы полуабстрактного».

gordzievskaya
Share
Published by
gordzievskaya