Одесская художница Оксана Мась — довольно редкий гость в Киеве, а эта выставка — первая персональная за последние десять лет. Интересно, что буквально в эти же дни работы Оксаны были весьма успешно представлены на фестивале искусств в Карлсруэ
В Киеве объекты Оксаны Мась можно увидеть в любой день: мозаичное панно в Софии Киевской и Сфера Добра в Киево-Печерской лавре доступны для осмотра каждому. Но живопись ее столичному зрителю малоизвестна.
В мире творчество Мась весьма востребовано — к примеру, галерея Opera выставляет ее работы рядом с Пикассо и Шагалом, в этом году подписан договор о сотрудничестве с Barbarian Gallery.
Благодаря Mironova Gallery киевлянам предоставлена возможность ознакомиться с новыми работами, пожалуй, одной из самых обсуждаемых украинских художниц. Выставку, как рассказала хозяйка галереи Татьяна Миронова, планировали еще год назад, но работа над проектом для Венецианской биеннале внесла свои коррективы. Проект Оксаны Мась Post-vs-Proto-Renaissancе (фрагменты Гентского алтаря, сложенные из расписанных грехами деревянных яиц) стал самым посещаемым на 54-й Венецианской биеннале.
Представлены на выставке живописные и графические работы, созданные за последние полгода. Глядя на графику, одна дама заметила: «Ни за что бы не подумала, что это нарисовано женской рукой, столько силы и энергии исходит от линий». А живопись — яркая, солнечная, звонкая. Часть поверхностей покрыта лаком, и эта сложная техника завораживает игрой с бликами и отражениями.
«Оксана, по сути, придумала новый вид и направление в живописи. Лаком покрываются практически все работы. И эти лаковые слои могут служить как дополнительные линзы, усиливая иллюзорность живописного восприятия,— поясняет искусствовед Алексей Роготченко.— Это многосложная по времени и технике работа, на создание идет год-два. В некоторых местах до сорока и больше слоев лака, которые создают своего рода оптику. Таким образом, традиционное плоское изображение становится живым. Лаковые линзы преломляют луч, добавляют эффекты отраженного изображения, приближения-отдаления. Причем все зависит не только от количества нанесенного лака и формы «линзы», но и от слоя краски под ней. Да, структурой слоя краски играют все и всегда, но усиливать этот эффект подобным образом придумала Оксана первая».
Размещена экспозиция весьма неожиданно: одна стена встык завешана живописью, в противовес ей на противоположной стене — одна сдержанная графическая работа. И удивительное дело — работы не давят друг на друга, несмотря на буйство красок, а подыгрывают, усиливают эффект.
«Работы должны нести позитив. Только позитив! Зачем показывать работы, созданные иначе? — убеждена Оксана Мась.— И это очень трудно. Когда возвращаешься в Украину, первое, что ощущаешь, спускаясь с трапа самолета, гнетущую безысходность, опустошенность людей. Это очень заразно. Когда начинаешь работать, буквально по капле выдавливаешь из себя весь негатив. Если ты людям даришь свет, он должен быть и в тебе. Чувствуются ли подобные «унылые» настроения в Европе, испытывающей кризис? Нет. Представьте, идет пешком на работу простой водопроводчик, и он смотрит на великолепные шедевры архитектуры! Прекрасное лечит, это понимают и ценят в цивилизованных странах. Табличка у дверей юриста мирового класса, к примеру, не шире карандаша, потому что при всей своей значимости, богатстве, влиятельности и прочем он осознает сомасштабность себя и произведения искусства многовековой давности».
Выставка может войти в историю художественной жизни Киева тем, что уже на вернисаже были проданы все представленные картины, причем, как рассказывали очевидцы, буквально за 40 минут. «Оксана всегда новая, всегда старается удивить зрителя. Плюс она — очень коммуникабельный человек, много путешествующий по миру, отлично знакомая с ситуацией в галерейном, выставочном мировом пространстве. К ее работам можно по-разному относиться, они могут нравиться или не нравиться, но сегодня никто не сможет возражать, что Оксана Мась — безусловный лидер. Лидер не только по продажам и количеству экспозиций в галереях мира, но и лидер симпатий неподготовленной публики»,— говорит Алексей Роготченко.