В середине ноября в помещении «Мистецького арсенала» прошла Пятая международная арт-ярмарка ART-KIEVcontemporary
Кроме собственно ярмарочной программы, в которой участвуют более тридцати галерей из Украины, России, Франции, Бельгии и Германии, организаторами придумано достаточно завлекалок — от видеоарта с перформансами до лекций ведущих специалистов по современному искусству.
Что касается галерей, то ощущение дежавю не покидает. Чичкан, Ройтбурд, Савадов, Тистол, Мамсиков, Гусев преследуют из зала в зал. Пресыщение рынка, отсутствие новых имен? «Это все-таки ярмарка. Мало кто покупает работы одного автора, а здесь возможность посмотреть, как тот иной художник соседствует с другим»,— объясняют организаторы.
Как пример коммерческого проекта Mironova Gallery представляла новые работы Оксаны Мась, автомобильные колеса с шинами из пасхальных яиц. «Это заказанные работы. Аналогичные мы показывали и успешно продали на Арт-Москве по $12 тыс.,— рассказала «i» советник министра культуры Татьяна Миронова.— В Европе, кстати, они продаются по $22 тыс. Вы видите в этом некое брутальное отношение к национальным традициям? Напротив, эти работы олицетворяют хрупкость настоящего, искреннего в условиях грубого материального мира, разрушить которое так же легко, как раздавить скорлупку колесом автомобиля».
Специфический запах уличного искусства отпугивал многих. «Об экспозиции скажу, когда смогу ее посмотреть,— улыбнулся скульптор Александр Дяченко.— Подожду, пока выветрится…»
В одном из залов соорудили две стеночки, на которых каждый желающий может написать что-нибудь от души. На открытии, к примеру, французский стрит-артист Remed, ныне живущий в Мадриде, ставил автограф на поверхности, уже украшенной деструктивным лозунгом о Лавре. Оказалось, впрочем, что наш гость по-украински не понимает.
Огромное пространство создаваемого музейного комплекса, большая часть которого в состоянии так называемого нулевого строительного цикла, продиктовало главную тему ярмарки — соединение актуального искусства галерей и улицы.
Уличное искусство Украины представляют Гамлет с Гомером, Группа Предметов, Жанна Кадырова, Никита Кадан, Лада Наконечная, apl315 и другие. Есть гости из России и Германии. Францию представляют L’ATLAS и сенсация недавней Арт-Москвы ZEVS. В рамках ярмарки показывался фильм «Выход через сувенирную лавку» андеграундного лондонского художника-графитиста Бенкси.
Огромное пространство создаваемого музейного комплекса, большая часть которого в состоянии так называемого нулевого строительного цикла, продиктовало главную тему ярмарки — соединение актуального искусства галерей и улицы.
«Новое пространство амбициозное, объемное, масштабное,— пояснял свой выбор куратор комплекса Александр Соловьев.— И тема стрит-арта как никакая другая органична. Причем мы говорим не просто о граффити, нас интересует музейный стрит-арт. Это свободное волеизъявление художника в публичном пространстве. Мы пригласили их в пространство, еще напоминающее улицу».
Приглашенная звезда, легендарный «спреер из Цюриха», 70-летний Харальд Негели дал мастер-класс и рассказал, как все начиналось и воспринималось в далекие 70-е. «Меня заставили взять эту роль, и это для меня стало большой проблемой,— делился господин Негели.— Ведь всегда, когда кто-то навязывает вам что-либо, вы теряете часть свободы. Когда я начал рисовать на стенах, люди ощутили провокацию. Были выписаны деньги, чтобы меня словить. Я даже сидел в тюрьме девять месяцев. Большую роль играла протестантская церковь, ведь она стоит на защите капитализма и частной собственности, а я на нее посягал своими рисунками».
Одной из главных задач директор «Мистецького арсенала» Наталья Заболотная видит в международной презентации вверенного ей комплекса. Посему на «Арт-Киев» приглашены директора и кураторы ведущих мировых музеев и биеннале — куратор нью-йоркского музея Гуггенхайм Валери Хиллингз, директор знаменитого Венского музея прикладного искусства Питер Нойвер, куратор корейской биеннале Ману Парк, куратор Российского музея в Санкт-Петербурге Олеся Туркина и другие. «Преобладающим аспектом деятельности арт-ярмарки является экономический,— убежден Ману Парк.— Но также для арт-ярмарки важен обмен опытом и тенденциями. Без этого в наши дни она становится похожей на форум экономистов или промышленников».