В PinchukArtCentre в рамках проекта PAC-UA проходит персональная выставка Жанны Кадыровой — «Толпа». В своем новом проекте, с которым можно ознакомиться до 9 августа, художница представила наглядный портрет толпы в современном мире, точнее, какой ее видят в СМИ разных стран мира
Жанна Кадырова — один из немногих украинских художников, которому удается удивлять зрителя, и что немаловажно, в хорошем смысле этого слова. Она работает с различными техниками, начиная от видео, живописи и заканчивая скульптурой. У широкого же зрителя произведения художницы ассоциируются в первую очередь с масштабными скульптурными объектами из кафеля и бетона. В 2009 г. Жанна Кадырова была номинирована на премию PinchukArtCentre и получила Первую специальную премию в 2011 г. за работы из серии «Асфальт». А на днях стала победительницей Первого международного фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Project 2012. Ее работу «Ракушка» международное жюри признало одной из лучших. Поэтому новый проект «Толпа», представленный художницей в PinchukArtCentre, в который вошел 21 коллаж из газетных вырезок, оказался довольно неожиданным.
«Толпа» — серия работ, созданных художницей специально для арт-центра. На данный момент она представляет собой 21 стеклянную панель, в которых помещены коллажи из газетных вырезок. Художница использовала газеты из разных стран мира — Украины, России, стран Европы и Азии — вырезая все фотографические иллюстрации, помещенные в данном номере. После из них она создавала коллаж, выстраивая прямую линейную перспективу, как в живописной картине, помещая самые крупные портреты на первый план, и далее — по их уменьшению. Рамкой картине служит первая полоса газеты, на которой сохранено ее название, дата выхода номера и рубрики.
Некоторые работы специально размещены на одном уровне — это разные издания, вышедшие в один день. Таким образом, можно сравнить, что считают важным и о чем пишут в той или иной стране, ведь газета — это не просто бумага, а портрет дня и общества в тот или иной момент. Название проекта, по словам автора, также пришло очень быстро. «Толпа в 2012 г. играет очень важную роль. Это активная субстанция, которая все время что-то требует, чем-то недовольна, что-то провоцирует и постепенно неуклонно превращается из объекта в субъект»,— прокомментировала художница.
Над проектом Жанна Кадырова работала полгода и планирует его продолжить до конца 2012-го. Сейчас задействованы номера газет, напечатанные в период с января по июнь 2012 г. «Многие астрологи говорили, что в 2012 г. наступит конец света. Я решила этот год зафиксировать в газетных вырезках»,— отметила Жанна. По словам художницы, изначально она не могла решить, по какому принципу и исходя из каких критериев размещать портреты в пространстве — по принципу известности персонажа, его социального статуса, возраста, пола и т. п. Таким образом, коллажам можно было придать дополнительные сентенции, однако в итоге художница решила не перегружать проект и остановилась на классическом приеме. В результате на работах стоят бок о бок короли, президенты, модели, маленькие дети, простые служащие и т. п., которые в реальной жизни вряд ли когда-либо могли оказаться рядом.
«Сначала была идея наклеить изображения на бумагу, но мне было бы сложно привезти их в Киев, поэтому я просто решила вырезать, посчитать, разложить по принципу «бородатые — отдельно, женщины — отдельно» и т. п. Когда я вернулась в Киев, стала просить друзей привозить из путешествий газеты. И вот тогда я увидела абсолютно разный подход, разные тенденции, разный размер и качество фотографий в газетах разных стран,— рассказала художница во время открытия экспозиции.— Очень важно, что я оставляю рамку газеты, где написаны место издания, номер и дата. Таким образом, я вырезала всех людей, чьи фото есть в одном номере газеты, и располагала их в коллаже по принципу размера изображения: самые крупные — впереди и дальше — мельче и мельче».
«Толпа» — это своего рода демонстрация мнения, версии того или иного СМИ о том, кто делает современную историю. И тут стоит сказать, что в разных странах они кардинально отличаются. Например, в индийских газетах женщин практически нет (только в рекламных материалах) — здесь все решают мужчины, и выражения лиц у людей не такие, как в европейских газетах. Кроме того, очень интересно, что если в российских и украинских изданиях на первом плане — политики, государственные деятели и спортсмены, то на страницах европейской прессы доминируют деятели культуры, а азиатской — представители рабочего класса. По наблюдениям Жанны Кадыровой, в американской прессе главные персонажи — неизвестные, обычные люди. Интересно, что во многих изданиях разных стран могут встречаться одни и те же иллюстрации. В частности, фотографии президента России Владимира Путина присутствуют в шести изданиях — российской, индийской, польской, чешской, французской и американской, а вот Виктора Януковича — только в украинской газете. Что, по сути, является вполне объективной лакмусовой бумажкой значимости того или иного политика в мировом контексте.
В итоге проект одновременно демонстрирует как процесс глобализации, так и сохранение идентичности и индивидуальности каждой отдельной страны. Еще одно контекстуальное значение проект приобретает ввиду того, что постепенно печатные СМИ теряют свою значимость и влияние, уступая место электронным средствам массовой информации и интернету. «Толпа» — своеобразный архив новостей, событий, мнений и взглядов 2012 г. для будущих поколений.