В прокат вышла экранизация бестселлера Паоло Коэльо
В столичных кинотеатрах «Киев» и «Жовтень» стартовал ежегодный спецпроект «Кино: женский стиль». Для начала компания «Артхаус Трафик» предлагает поклонникам женского кино посмотреть на большом экране экранизацию романа Паоло Коэльо «Вероника решает умереть» режиссера Эмили Янг.
Тот факт, что в украинском прокате экранизация одноименного романа Паоло Коэльо госпожой Эмили Янг выходит в рамках «Кино: женский стиль» вполне закономерен. И причина тому не пол режиссера и даже не стилистика повествования, а то, что мастерски собранная в одном произведении квинтэссенция известных всем истин, глобальные экзистенциальные переживания и психологические трансформации (за что, в общем-то, и любят творчество Коэльо в широких массах) под руководством Эмили Янг превратились в абсолютно плоскую любовную историю с прогнозируемым хэппи эндом. Что на самом деле странно, учитывая то, что госпожа Янг многообещающе дебютировала в полном метре зрелой драмой «Поцелуй жизни», посвященной осознанию жизни и смерти. За эту картину в 2004 г. Эмили Янг получила премию Карла Формана, присуждаемую Британской киноакадемией, как самый многообещающий новичок.
Главной же неудачей мелодрамы «Вероника решает умереть» можно считать то, что в фильме напрочь отсутствует весь пласт, связанный с душевными переживаниями и последующей трансформацией характера и мировоззрения главной героини. Хотя попытки какие-то присутствуют, но для тех, кто читал книгу, провал авторов фильма в этом плане очевиден. Детально выписанный Коэльо психологический портрет травмированной личности Вероники, глубокие монологи, тщательно прописанные изменения ее самоощущения и мировосприятия, связанные с определенными событиями и знакомствами в психиатрической клинике «Вилетте», в картине показаны слишком поверхностно, мелко и неубедительно. Также попытка режиссера максимально приблизить действие фильма к актуальным реалиям (события происходят в Нью-Йорке, а не в Любляне, Вероника успешный помощник главного бухгалтера и, как половина жителей США, плотно сидит на антидепрессантах) оказалась не особо удачным ходом.
Не справляется с ролью Вероники и актриса Сара Мишель Геллар (за которой прочно укоренился образ Баффи, победительницы вампиров). Поначалу она только раздражает — любовно выложенные разноцветные таблетки, которые она картинно запивает виски под звуки Radiohead, глупое выражение лица и мимика (широко открытые рот и глаза) не меняются вплоть до конца фильма. Она больше напоминает истеричку, чем глубоко мыслящую и чувствительную личность. Возможно, ситуацию изменило бы присутствие хотя бы закадрового голоса в фильме, который бы озвучивал мысли и монологи героини, наделяя ее поступки и действия причинно-следственной связью, и проливая свет на ее переживания, но его нет. Как нет и вменяемых текстов самой Вероники. Вместо этого режиссер предлагает актрисе картинно молчать. А это у нее получается совсем не выразительно. Ей не удается передать ни свои переживания в начале фильма, ни чувства человека, которому осталось жить несколько недель, ни тех глобальных изменений, которые в ней происходят, ни приобретенного ощущения радости от каждого нового дня… Что касается молчаливого Эда (Джонатан Такер), то изначально никаких нареканий его игра не вызывает. Но в тот момент, когда вдруг молчун Эд начинает говорить, зритель перестает ему верить. В фильме, где все действие и интрига сводятся к трансформации главных персонажей, главная ставка делается на актерскую игру, а она как раз оставляет желать лучшего.
Из удач мелодрамы стоит выделить, в первую очередь, операторскую работу Симуса Тирни — визуальный ряд завораживающе красивый, а также достойный саундтрек и актерскую работу Дэвида Тьюлиса (Доктор Блейк) и Мелиссы Лео (Мари). Тем не менее фильм получился мучительно скучным, поверхностным и безжалостно затянутым.