В столичной галерее «Тадзио» открылась выставка новых работ известного абхазского художника Ахры Аджинджала, живущего и работающего в Киеве с 1993 г. Тем не менее на картинах, отражающих его творческие впечатления последнего времени, явно предстают пусть и фантазийные, но совершенно очевидные современные реалии его родины
Имя Аджинджала хорошо знакомо ценителям изобразительного искусства не только в Украине, но и в России, а также в ряде других стран мира. Ахра Алексеевич Аджинджал родился в 1962 г. в Абхазии, в селении Кутол Очамчирского района в семье учителя. Увлекся живописью и графикой, получив первые уроки рисования от отца. Искусствовед по образованию, выпускник МГУ брал уроки мастерства у известного русского художника Дмитрия Лиона.
Изобразительную манеру его произведений отличает тонкая выразительная графичность в комбинации с характерной цветовой гаммой, причем та стилистика, с которой Аджинджал добивается поразительного художественного эффекта, при ее удивительной оригинальности одновременно и легко узнаваема, и сложна. Недаром работы Ахры Аджинджала высоко ценятся коллекционерами и служат украшением аукционных распродаж. В частности, графика абхазского мастера нашла достойное место и на первом украинском специализированном аукционе графики «Дукат», состоявшемся 1 октября. Лот №2 «Лист из серии Пляж» 2006 г. (21х29,5 см) получил эстимейт $350-500, а лот №42 «Полдень» этого же года эксперты предварительно оценили в $450-800.
Ныне в «Тадзио» представлены более десятка работ Аджинджала, по всей видимости, хоть и объединенные одной идеей, но отличающиеся заметным разнообразием. Метафоричная графика его порой носит философско-мистический характер. Одна из тем, переходящая из одного произведения в другое, напоминает размышления о преходящей сущности и тленности всякой власти, но творческое решение, найденное художником, дает простор для различных трактовок. Цветовая палитра, в отличие от сдержанной лаконичности графических линий, «процарапанных» в красочном слое, наоборот, будучи более чувственной, не в силах скрыть многие нюансы. И вот, на удивление, комбинация красок неуловимо, но все же прямо ассоциативна. Сине-бело-красные славянские полосы и тут же цвета исламского мира находятся в мирном сосуществовании.
Искусство Ахры Аджинджала не назовешь громким, но, тем не менее, своими «тихими», как бы умиротворенными, произведениями он умудряется сказать очень много. Да и вообще, плакатная декларативная прямолинейность не по нему. «Я устал от сверхинформативного искусства. Не хочу навязывать себя зрителю, но лишь коснуться его. Коснуться мягко, легко и тем самым воззвать к его сердцу»,— сказал Аджинджал в одном из интервью. В сущности, любая выставка художественных работ Ахры Аджинджала превращается в территорию, свободную от суматохи и показушности. Сюда надо приходить думать и медитировать.
Считается, что окно в Европу открылось для Аджинджала при посредстве крупного коллекционера и мецената, почетного члена Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России Иоанниса Кардасидиса. Сегодня в его галерее «Кардасидис Аrt», расположенной в столице Греции, постоянно выставляются работы Ахры Аджинджала, многие из которых приобретаются галереями и частными коллекционерами в этой стране, на Кипре, в Австрии, Швейцарии, Израиле, Нидерландах, США, во Франции и Японии. Достаточно сказать, что в «Кардасидис Аrt» с 1995 г. по 1997 г. с неизменным успехом прошли три выставки подряд.
Умение художника проникать в души людей вполне объяснимо. Картины Аджинджала при всей их высокой национальной эмоциональной ноте отличают параллели с известными в мировом искусстве образами. Один из коллекционеров сказал о его картинах, что они больше, чем добрые.
Владелица «Тадзио» Елена Ягодовская всегда искренне увлечена теми художниками, которые в то или иное время выставляются в ее галерее. Иначе и быть не может. Теперь под ее гостеприимной крышей царит аура произведений созерцателя Ахры Аджинджала. На открытии экспозиции госпожа Ягодовская предпочла не упоминать такую материальную субстанцию, как деньги. Может, это и правильно. Но известно, что работы Аджинджала пока что еще можно приобретать по цене, зачастую не превышающей $1 тыс.