В Лондоне произошел очередной вопиющий случай надругательства над выдающимся произведением искусства. Посетитель Британской Национальной галереи размалевал красной краской картину французского художника Николя Пуссена «Пляски вокруг золотого тельца», написанную в 1634 г.
Громкие акты вандализма в отношении выдающихся творений человеческого гения в последние годы значительно участились. Несомненно, этому способствует как рост количества психически неустойчивых людей, желающих «самоутвердиться», так и явная неадекватность наказаний. Следует отметить, что в большинстве случаев вандализма и охрана оказывалась далеко не на должной высоте.
Последний инцидент произошел вечером 16 июля, когда некий мужчина, объясняющийся на французском языке, изуродовав полотно Пуссена даже и не пытался скрыться с места преступления. Картину Пуссена мужчина закрасил почти целиком. Преступник был задержан и, по словам представителя полиции, ныне находится под стражей.
В основу сюжета полотна «Пляски вокруг золотого тельца» положена легенда из Ветхого Завета. Золотого тельца отлил для евреев пророк Аарон, когда Моисей отправился на гору Синай, чтобы получить от Бога десять заповедей. Отлитый Аароном телец должен был служить символом божественной власти в отсутствие Моисея.
Начиная с 1620-х гг., Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи. Ясный композиционный ритм, преобладающий в работах Пуссена, воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека. А вот обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого. Но, по-видимому, наше время стало грозным периодом испытаний не только для плодов творчества таких гениев духовности, как Никола Пуссен, но и для самих благородных идей.
Если отследить хронологию печальных событий, то очевидно, что вандализм стал уже чуть ли привычным явлением. В одних случаях картины и скульптуры повреждаются при их хищении из музеев и частных коллекций, в других их режут, обливают краской или кислотой по практически необъяснимым мотивам. Вопиющее событие в Лондоне предварило достаточно громкое нападение на работу Поля Гогена «Две таитянки», написанную в 1899 г. Находясь в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, неуравновешенная американка набросилась на картину с кулаками. С криками «Это зло!» она попыталась сорвать холст со стены и стала колотить руками по защитному пластиковому экрану. Чем не угодил Гоген дикой женщине — непонятно. Кстати, весьма характерно, что от произведения знаменитого художника ее оттащила не охрана, а другой посетитель галереи. В результате нападавшую задержали, но до сих неизвестно, насколько суровым было наказание, пусть даже «Две таитянки» и не пострадали. Эта работа принадлежит собранию Нью-Йоркского музея Метрополитен и находились в Вашингтоне на выставке «Гоген: создатель мифов».
А в октябре 2007 г. в парижском Музее Орсэ, где хранится крупнейшая во Франции коллекция живописи конца XIX — начала XX века, серьезно повредили шедевр Клода Моне «Мост в Аржантее». Группа из нескольких в стельку пьяных вандалов проникли в музей ночью. Холст подвергся удару, в результате чего разорвался в длину около 10 сантиметров. Примечательно, что надругательство над картиной произошло во время так называемой Белой ночи, праздника, когда многие музеи, кинотеатры, концертные площадки и библиотеки работают далеко за полночь. По иронии судьбы, пострадал именно Музей Орсэ, не принимавший участия в «Белой ночи».
Еще один скандал случился в июне 2006 г., когда пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста из собрания амстердамского Rijksmuseum (Королевского музея). Полотно «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года» по чистой случайности пострадало не сильно, но реставраторам все же пришлось над ним потрудиться. На ценнейшей картине художник изобразил участников отряда городской милиции, а само полотно было чрезвычайно популярно в Нидерландах, им даже восхищались не меньше, чем «Ночным дозором» Рембрандта. Что интересно, арестованный, 69-летний уроженец Германии, достаточно знаком в музейных кругах как серийный вандал, его фотографии имеются в файлах смотрителей и охраны, но в этот раз никто не узнал этого человека!
Ситуацию с актами «чистого вандализма» в Украине, России и других странах СНГ можно признать относительно благополучной. У нас происходит немало музейных хищений, в последние годы самым нашумевшим из них стала кража и сопутствующее нанесение дефектов холсту Караваджо «Поцелуй Иуды» в Одессе. А самым неприятным стало происшествие времен бывшего СССР, когда в субботу 15 июня 1985 г. в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией среди бела дня пробрался злоумышленник. Спросив у ничего не подозревающих работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная, психопат приблизился к чудесному полотну «Даная» и плеснул в самый центр холста серной кислотой. Затем он стал кромсать картину ножом. Впоследствии экспертиза признала мужчину, гражданина Литвы Бронюса Майгиса, объяснившего свой поступок политическими мотивами, сумасшедшим. Изнасилованную «Данаю» спасли ценой невероятных подвижнических усилий, но все равно — прежней ей уже не быть никогда. И еще: о «неотвратимости справедливого наказания». «Несчастный инакомыслящий» Майгис отсидел шесть лет в психиатрической лечебнице, после чего отправился строить независимую Литву, чем он занимается и по сей день. Надо признать, что с того времени в мире так и не научились всерьез бить вандалов по рукам.