В среду, 25 января, в широкий украинский прокат выйдет комедия «Ржевский против Наполеона. В старом добром 3D», снятая режиссером Марюсом Вайсбергом и «Студией Квартал-95». Продемонстрированный на премьере результат говорит о том, что создатели изо всех сил стремились сделать, в первую очередь, коммерчески успешное, но никак не хорошее кино
«Ржевский против Наполеона» — не первая совместная работа Марюса Вайсберга и «95-го квартала». Вместе они уже работали над двумя частями романтической комедии «Любовь в большом городе» (собрали в прокате более $19,2 млн.). Идея снять комедию о похождениях Наполеона и поручике Ржевском, по словам режиссера, возникла у него четыре года назад. «Тогда появилась задумка рассказать историю о поручике Ржевском на новый лад, а вскоре придумался и ход, как это сделать: переодеть его в женщину, чтобы он влюбил в себя Наполеона». Сценарий писала авторская группа «95-го квартала», а господин Вайсберг вносил свои коррективы и дорабатывал сюжет. «Как по мне, то получилась не просто отполированная, хорошо написанная комедия, а полуторачасовой комедийный фейерверк,— комментирует режиссер.— Это даже не кино, а шоу, уровня Cirque du Soleil».
Один из авторов группы — Андрей Яковлев — во время презентации также отметил, что для сценаристов «Ржевский против Наполеона» — своего рода новое юмористическое направление: «Это, конечно же, юмор, но юмор немного другой. Мы хорошо известны благодаря лирической комедии и политической сатире, сейчас же нам было интересно поработать в эксцентрическом жанре гротескной комедии». Тут стоит сразу сказать, что с двумя первыми проверенными временем юмористическими направлениями авторы реприз «95-го квартала» справлялись значительно лучше, чем с гротеском. И дело даже не в том, что в фильме не над чем посмеяться (шуток и скетчей, причем доступных и понятных абсолютно каждому, здесь как раз хватает), а в том, что ни одна из них не запоминается, и уж тем более — ни одной из них не получится даже улыбнуться, если вдруг придется услышать или увидеть во второй раз.
В данном случае, наверное, даже нет смысла обсуждать сюжет ленты, которая больше напоминает некогда популярные на телевидении новогодние картины-мюзиклы (а-ля «Золушка» и т. п.), чем кинематограф. Это скорее набор разной степени комичности и красочности скетчей, песен и танцев, худо-бедно объединенных одной сюжетной линией, чем кино. О стремлении прежде всего собрать неплохую кассу и увидеть в кинотеатрах самую что ни на есть широкую аудиторию говорит и кастинг актеров. На экране то и дело мелькают Михаил Галустян (Маркиз де МазоСад), Ксения Собчак (мадемуазель Ксю-Ксю), Анна Семенович, Анфиса Чехова (риэлтор), Руслана Писанка, Илья Олейников, Потап и другие. Из общего «звездного» списка выбиваются разве что исполнитель главной роли поручика Ржевского и графини Ржевской — Павел Деревянко, а также Светлана Ходченкова (Наташа Ростова). Настоящие же актеры, как-то Михаил Ефремов (Лев Толстой), Марат Башаров, Татьяна Орлова, Юрий Гальцев и др., в данном фильме не имеют абсолютно никакой возможности развернуться и продемонстрировать свои таланты, однако, может, кто-то и пойдет на их имена в афише. Поэтому ни к кому из вышеперечисленных актеров претензий нет никаких — со своими, с позволения сказать, ролями (а точнее — с озвучиванием прописанных шуток) все справились отлично. Единственные, кто мог хоть что-то пытаться играть на экране,— Владимир Зеленский (Наполеон) и Павел Деревянко (поручик Ржевский и графиня Ржевская). В обоих амплуа (и скабрезного Ржевского, и русской бой-бабы в кринолинах) господин Деревянко был весьма неплох, однако превратить Ржевского из героя скабрезных анекдотов в реального человека (а, по словам режиссера, была и такая задача) у него не получилось.
Трудно понять, почему этот фильм решили снимать в 3D. Возможно, используя до недавних пор еще новый непривычный формат, авторы таким образом пытались привлечь как можно большую аудиторию в кинотеатры. Или же создатели решили оставаться верными гротеску до конца и поэтому потратили немало средств на абсолютно неуместную в рамках этой картины технологию. Стоит сразу сказать, что ее использование никоим образом не оправдывает себя на экране. Так как впечатляющих масштабных спецэффектов в ленте нет, а летающие ковры-самолеты, скатерти-самобранки явно не нуждаются в объеме, впрочем, как и гордость и достоинство четвертого размера Анны Семенович. Так что дорогостоящее 3D — это, скорее всего, все тот же комплекс Наполеона господина Вайсберга и «Студии Квартал-95».
Из всего $8,5-миллионного бюджета на экране видны лишь многочисленные красочные костюмы героев, дорогой реквизит, а также интерьеры и окрестности Воронцовского и Ливадийского дворцов, столичного театра «Сузір`я», завода «Ленінська кузня», Дома с химерами и Киево-Печерской лавры, Мамаевой слободы и Пирогово. К удачам ленты также можно отнести и многочисленные пародии на известные картины («Красотка», «Служебный роман», «Пятый элемент», «Терминатор»), которые, как правило, очень хорошо принимаются широкой аудиторией. А также неожиданное камео Жана-Клода Ван Дамма. Хотя эпизод с его участием не длится и трех минут, но герой боевиков здесь предстал как настоящий комедийный актер. «Мог ли я мечтать, смотря фильм «Кровавый спорт», что когда-нибудь окажусь с Жаном-Клодом на одной съемочной площадке! — по-детски радуется Павел Деревянко.— Да еще и замочу его в сортире! Причем в прямом смысле!». Сам господин Ван Дамм уж точно не мог такого предположить, да еще — что позволит это сделать абсолютно бесплатно.