Двумя концертами в столичном клубе Stereoplaza 26 и 27 апреля завершится тур по странам СНГ и Украине в поддержку нового проекта и альбома «Брюссель» супергруппы Святослава Вакарчука. Это не просто единственная возможность услышать материал пластинки вживую, но и шанс ознакомиться с шестью новыми композициями, которые музыканты написали уже во время турне
Впервые в истории Украины презентация пластинки состоялась в интернете, на видеосервисе YouTube,— музыканты отыграли лайв-сет 13 декабря, еще до того, как альбом вышел на твердых носителях. Трансляцию концерта посмотрели не менее 84 тыс. поклонников, и не успел «Брюссель» поступить в продажу, как проект был признан самым ярким музыкальным событием 2011 г. (народное голосование, журнал Story), «Проектом года» («Український тиждень»), а Святослав Вакарчук в свою очередь вошел в топ-200 самых влиятельных людей Украины, по версии журнала «Фокус», с событием года — презентацией музыкального проекта «Брюссель».
Следуя современным тенденциям в музыкальной индустрии, материал альбома стал доступным для скачивания сразу после премьеры в интернете, его продажи проходили через официальный сайт проекта, на твердых же носителях пластинка вышла лишь в марте этого года. «Мы не рассчитываем заработать онлайн много денег,— комментирует Святослав Вакарчук,— мы просто следуем мировым тенденциям и хотим доказать, что музыку можно продавать самостоятельно. Мы готовы к тому, что будет много пиратства, но есть как есть». Стоит отметить, что, кроме непосредственно музыки, поклонникам проекта предлагают приобрести в онлайне графику, фото, клипы и прочие дополнительные «бонусы».
Инициатором проекта выступил сам Святослав Вакарчук. Реализовывать же задуманное он пригласил одних из лучших украинских музыкантов — Дмитрия Шурова (клавиши), Сергея Бабкина (гитара, флейта, перкуссия, вокал), Петра Чернявского (в этом проекте впервые играет на бас-гитаре) и Максима Малышева (барабаны). Музыкальными продюсерами пластинки выступили Милош Елич и Петр Чернявский. Святослав Вакарчук является автором 11 из 12 композиций альбома. Авторство песни «Зелений чай» принадлежит Сергею Бабкину. Запись альбома проходила в Брюсселе в 2011 г., на той же студии ICP Recording Studios, на которой в свое время писался предыдущий сайд-проект Вакарчука — «Вночі». Однако изюминкой на этот раз стало то, что все музыканты писались одновременно, что позволило частично придать студийной записи эмоции и атмосферу живого концерта. «Мы впервые записывались все вместе одновременно,— отмечает Святослав Вакарчук.— Это достаточно редкая технология на сегодняшний день. Никто не пишет голос, инструменты вместе, все пишут накладками уже несколько десятков лет. Мы сделали это, как в старые добрые времена, как в пятидесятых годах, когда другой возможности не было».
Тот факт, что у «Брюсселя» в принципе не было конкурентов (во всяком случае таких, которые были на виду у массового слушателя), не отменяет его заслуг. Несмотря на то, что и Дмитрий Шуров, и Сергей Бабкин уже давно имеют успешные сольные карьеры, в рамках проекта «Брюссель» они преодолели свои лидерские амбиции и продемонстрировали потрясающую совместную работу. «Брюссель» — это не просто команда настоящих профессионалов, собравшихся «поиграть и поэкспериментировать» вместе, это целостный, сыгранный ансамбль. Им удалось достичь гармоничного баланса, когда никто не тянет одеяло на себя и при этом все имеют возможности для самореализации. Отсутствие электрогитары, а также ненавязчивые, не отвлекающие внимание барабанные партии Максима Малышева пошли на пользу звучанию альбома. Здесь на первый план выходят потрясающие клавишные партии Дмитрия Шурова. Лиризм саунду пластинки добавляют флейта и характерный бэк-вокал Сергея Бабкина. Эксперимент Петра Чернявского с бас-гитарой привел к тому, что инструмент этот не только является частью ритм-секции, но и удостаивается сольного голоса в ряде композиций. В результате, как справедливо в своих рецензиях отмечают критики, «музыка звучит многослойно и при этом воздушно».
В целом же проект «Брюссель» напоминает огромный плавильный котел, в котором перемешалось все лучшее, что случилось в европейской музыке в XX ст., и в результате меломанам представили пусть не революционный, но качественный, оригинальный продукт, которому вполне по силам угодить отнюдь не только поклонникам творчества «ОЭ» и господина Вакарчука.