Хэдлайнером «Джаз-Коктебеля» станет Кенни Гарретт
Судя по pre party «Джаз-Коктебеля», этот фестиваль не намерен складывать оружие перед лицом конкурентов. За 3 месяца до времени «Ч» организаторы явили хэдлайнера и возможных молодых участников будущего действа.
«Джаз Коктебель» два года назад попрощался с монополией в нише больших джазовых оупен-эйров. Конкуренты подложили свинью прямо у порога, а точнее, занесли ее в сени. Подобный фестиваль, причем в традиционные для «Джаз Коктебеля» сентябрьские дни, организовал коктебельский пансионат «Голубой залив», спроектировав детищу даже похожее название. Свое имя «Джаз Коктебель» отстоял, а вот с хэдлайнерами пришлось попрощаться. Лучшие джазисты постсоветского пространства, прежде олицетворявшие «Джаз Коктебель», переметнулись на площадку нового фестиваля Live in Blue Bay. Она, вдобавок, оказалась абсолютно свободной для публики. В разгар экономического кризиса подобная атака могла стать фатальной для «первопоселенцев» Коктебеля. Но они выстояли, сделав шаг в сторону. Творческая концепция «Джаз Коктебеля» окончательно отклонилась от джазового мейнстрима. Теперь он даже в Википедии описывается как фестиваль современной этнической и джазовой музыки. Главную сцену феста назвали Nu Jazz, и теперь на форуме можно услышать чуть ли не все стили музыки, исключая откровенную попсу, бардовскую песню и тяжелый рок.
В этом году открылся западный фронт. В начале июня фанаты синкоп со всех концов Украины штурмовали поезда, идущие на Львов, где дебютировал Alfa Jazz Fest. Столица Галичины — не менее роскошная локация для джазового фестиваля под открытым небом, чем черноморское побережье восточного Крыма. Но главное — список участников. На «альфовских» гала-концертах выступили артисты, круче которых, казалось бы, могут быть только крымские и карпатские горы: Билл Эванс, Рон Картер, Виктор Бейли, Джон Скофилд, Уинтон Марсалис, Spyro Gyra… А к ним в придачу — на старинных площадях резвилась чертова дюжина коллективов калибром поменьше: от юных джазистов до Андрея Кондакова с его «бразильскими звездами». Таким образом, галицкий оупен-эйр с ноги открыл украинское джазовое лето, но «Джаз Коктебель» не стушевался. Крымчане отодвинули время проведения своего форума к концу сентября, и теперь, спустя две недели после Live in Blue Bay, будут закрывать сезон джаза на свежем воздухе, что не менее почетно.
«Джаз Коктебель» в этом году начал разминаться задолго до финального действа. Нынче оргкомитет не ограничился предварительными вечеринками в столице с участием уже примелькавшегося вечного «друга фестиваля» Карла Фриерсона из De-Phazz. В киевском клубе Sullivan Room были проведены концерты прочих друзей: Ксении Федоровой, групп Rekevin, наводивших шороху у подножия Карадага, «Серебряной Свадьбы» и Red Snapper. На днях состоялась первая официальная pre party, изюминкой которой был Кенни Гарретт.
Чтобы презентовать этого альт-саксофониста, достаточно сказать, что еще тинэйджером он стал играть в оркестре Дюка Эллингтона, затем в знаменитом ансамбле Jazz Messengers, а через год его перехватил и не отпускал до самой своей смерти Майлз Дэйвис, отправив младшего коллегу в самостоятельное плавание с ярлыком «лучший ученик».
Украинский дебют многократного номинанта на Grammy широко не рекламировался. Вечеринка стартовала в полупустом зале. Благо на разогреве у хэдлайнера предстоящего «Джаз-Коктебеля» играли четыре коллектива — кандидата на участие в приморском осеннем марафоне. Похоже, что аудиторию составили преимущественно сами музыканты и их друзья. Однако к моменту выхода на сцену звездного гостя в партере даже стало тесновато.
Концерт воплотил в себе всю коктебельскую палитру. Программу открыл Dzierzynski Bitz. Парни с польскими то ли именами, то ли псевдонимами исполнили на чистом русском языке песни, которые они сами вполне справедливо классифицировали как эстрадные. Джаза в них оказалось столько, сколько было его в молодежной советской эстраде 60-70-х годов. Ретро-звучание в духе «Браво» и «Ундервуда» и лирика на тему «Секс в СССР» оставили публику равнодушной. А ведь децибелами аплодисментов определялись победители «баттла» — будущие участники фестиваля.
Куда большего внимания требовал коллектив That Crazed Girl. Это проект академического композитора и пианистки Елены Леоновой. Обладательница титула «Лучший молодой композитор Украины 2003 года» предложила музыкантам партитуру, но не возражает против импровизации. Ее единомышленники, среди которых оказались певица-казашка Назгюль Шукаева и британский саксофонист Ник Рот, едва поместились на сцене со своими инструментами: контрабасом, виолончелью, флейтой и этнической перкуссией из арсенала мастеров фэншуй. Смесь академического авангарда, элементов джаза и азиатской этники была наложена на англоязычные стихи лауреата Нобелевской премии, «последнего кельта», ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса. Пеструю картину довершала компьютерная анимация, проецировавшаяся на экраны.
Следующие претенденты на поездку в Коктебель «разгрузили» атмосферу без помощи спецэффектов. Кларнета, трубы, акустической гитары, контрабаса, аккордеона и барабанов вполне хватило, чтобы заставить народ приплясывать. Pushkin! Klezmer Band — тоже интернациональный коллектив, который виртуозно исполняет клейзмерскую музыку, замешанную на балканской мелодике. Присутствие джаза ограничивалось мастерством исполнения.
С выходом на сцену квартета Виктора Павелко Sullivan Room, наконец, окунулся в чистый джаз. Лидер группы не раз срывал аплодисменты, подтверждая реноме «лучшего тенор-саксофониста Украины», которое официально заработал на конкурсе «ДоДж junior» в позапрошлом году. Квартет ублажил слух не только прекрасными мелодиями, но и оригинальным составом, в котором обязательную в джазе партию баса распределили между собой клавишные и электрогитара.
Однако все это были цветочки по сравнению с тем, что показал Кенни Гарретт. Квартет без предупреждения обрушил на головы присутствующих звуковой ураган. Аудитория, состоявшая преимущественно из профессиональных музыкантов и опытных меломанов, остолбенела, с раскрытыми ртами внимая скоростным импровизациям, несущимся со сцены с убийственным напором. Барабанщик, казалось, вот-вот превратит установку в груду металлолома (к середине концерта опасения частично оправдались), пианист столь же неистово колотил по клавишам белого рояля, а сам Кенни слился со своим инструментом в единое целое — метающую молнии машину по прокачке и озонированию воздуха. Лишь контрабасист хладнокровно гнул ритмическую линию.
Волосы становились дыбом от ощущения, что мчишься по кромке Большого американского каньона на маслкаре с визжащими сорванными тормозами, стучащим от перегрузок мотором и скрипящими, горящими от трения об асфальт покрышками. Видно было, что музыканты во время игры пребывают в таком же глубоком трансе, что и слушатели. Первых композиций было достаточно, чтобы прийти к мысли: лучшего джаза не бывает, и лучшего джаза Украина не слышала. Марсалис и Скофилд рядом с Гарреттом — фоновая музыка для раскуривания сигар. Недаром одна из слушательниц приватно призналась, что всем телом почувствовала во время концерта жаргонный смысл слова «джаз». В Америке секс был и сто лет назад.
В середине программы гости сбавили обороты. Саксофонист и его коллеги продемонстрировали мастерство создания мелодических джазовых шедевров на основе из пяти нот. Потихоньку Кенни снова принялся подбрасывать дровишки в костёр, который на сей раз разгорелся фанковым огнем, охватившим весь зал. Слушатели заражались танцем от музыки и друг от друга, затем в ход пошли ладоши, и, в конце концов, все танцевали, отбивали ритм и пели. Гарретт легкими жестами распределял ритмические и мелодические партии между крыльями партера. Sullivan Room стал напоминать евангелистскую церковь из голливудской комедии о черных, а джазовый концерт — жизнерадостную мессу в ней, по накалу страстей превосходящую рок-шоу знаменитого британского прыгуна с трамплина Джея Кея и его группы Jamiroquai. Пот катил градом, ладони болели, голос срывался, но прекратить скакать, хлопать и петь было решительно невозможно.
Июньская волна фестивальных pre-party покатилась по стране: Запорожье, Днепропетровск, Харьков, Донецк. Однако Кенни Гарретт после киевского концерта улетел за пределы Украины, Но обещал вернуться. Чтобы его услышать, нужно отправляться осенью в Коктебель. Его одного будет достаточно, дабы сентябрьский вояж на море оправдался.