В украинский прокат вышел спелеологический 3D триллер «Санктум», основанный на реальных событиях. Однако массированная реклама фильма, а также имя Джеймса Кэмерона в качестве продюсера картины сыграли с лентой злую шутку
Большинство зрителей и кинокритиков ожидали от «Санктума» слишком многого, и эти завышенные требования он не оправдал. Правда, если смотреть картину непредвзято и вспомнить, что снимал ее режиссер Алистер Грирсон, на чьем счету всего одна полнометражная лента, то окажется, что она не настолько плоха, как о ней пишут. Несмотря на множество недостатков и откровенно слабых моментов, создатели добиваются нужного эффекта. Посмотреть на себя со стороны в экстремальной ситуации на грани жизни и смерти, узнать, на что ты можешь отважиться ради того, чтобы выжить, — не самое приятное зрелище и откровение. «Санктум» же заставляет крепко задуматься, стоит ли в принципе подвергать себя такому испытанию.
В основу сюжета легла реальная история соавтора сценария спелеолога Эндрю Уайта: в одной из экспедиций ему и его команде пришлось двое суток искать выход из пещеры. В отличии от реально происходивших событий, в фильме все закручено по максимуму и доведено до высшего предела. Разношерстная команда дайверов-спелеологов во главе с жестким, решительным Фрэнком (Ричард Роксбург) несколько лет изучает пещеру Esa-ala в горах Папуа — Новой Гвинеи: они ищут проход к океану, который тысячелетиями протачивали подземные потоки. К ним присоединяется сын Фрэнка Джош (Риз Уэйкфилд) и спонсор экспедиции, самовлюбленный и самоуверенный Карл (Йоанн Гриффит) со своей девушкой Викторией (Элис Паркинсон). Исследователи как никогда близки к открытию, но начинается тропический шторм, и выход на поверхность заливает водой. У спелеологов остается единственный шанс спастись — найти альтернативный выход. И абсолютно предсказуемо, выживет только один из них.
Стоит сразу сказать, что в «Санктуме» не демонстрируются красоты подземного и подводного миров, нет здесь необычных рыбок и неизвестных обитателей пещер. Есть только мутная вода, узкие влажные лабиринты и лица главных героев крупным планом. Все живописные моменты (как-то прекрасная, не тронутая человеком природа) демонстрируются в первые минуты фильма, а дальше — сплошной кошмар замкнутого пространства. Хотя фильм и снят в 3D, теми же камерами, что и «Аватар», здесь у технологии совсем другая задача. Благодаря им зритель оказывается вместе с героями, ему, как и персонажам, нечем дышать, низкие потолки пещерных проходов царапают тело, его затягивает, словно в воронку, внутрь картины и он становится не просто посторонним наблюдателем происходящего, а превращается еще в одного участника экспедиции. Создатели картины заставляют встретиться с собственными страхами и задаться вопросом: «А как бы я поступил в такой ситуации?»
Джеймс Кэмерон и компания продолжают гнуть свою линию — человеку однозначно не оказаться в святая святых. Но страсть к неизвестному и собственное эго ему не побороть. В итоге приходится слишком дорого платить за свое любопытство. Основной акцент сделан на психологии людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, где испытания позволят каждому увидеть себя настоящего. В борьбе за жизнь не оказывается места дружбе, этике, морали, если есть хоть один шанс выжить — человек готов заплатить практически любую цену. Инстинкт самосохранения порой страшнее любого подземного монстра. Слабого и склонного к панике пускают в узкое ущелье последним, чтобы не погубил остальных. Непригодных к дальнейшему передвижению топят, великодушно избавляя от неминуемой мучительной смерти.
Что касается актерской игры, то выделить здесь особо некого. Фильмом движут не актерские навыки, а умело нагнетаемый саспенс и критические ситуации. Впечатляет не то, насколько убедительно выражение лица персонажа в тот или иной момент, а смысл того, что он делает в кадре. В этом марафоне на выживание человек показывает свое истинное, не очень лицеприятное «я». И столь достоверный портрет — главное достоинство фильма.