Картина Натальи Гончаровой «Яблони в цвету», получившая предварительную экспертную оценку в 3,5 млн. фунтов стерлингов, станет топ-лотом лондонских торгов «Искусство импрессионизма и модернизма», намеченных аукционным домом Christie’s на 9 февраля
Полотно «Яблони в цвету» с изображением цветущего сада, написанное в 1912 г., является одной из первых кубофутуристических работ художницы, темой которой стала преобразующая сила весны, воплощенная в пейзаже. Изначально работа была приобретена галереей Леонарда Хаттона у наследников Михаила Ларионова, а в 1969 г. ее купил нынешний владелец. Таким образом, этот холст выходит на арт-рынок впервые за последние сорок лет.
В целом в течение последнего времени произведения Натальи Гончаровой стали пользоваться особым устойчивым спросом и поэтому регулярно выставляются на тематических распродажах, посвященных искусству импрессионизма и модернизма. При этом кубофутуристические работы художницы, созданные ею в начале ХХ века, считаются наиболее востребованными среди коллекционеров. Так, в июне 2007 г. ее картина «Сбор яблок» была продана на Christie’s за 4,1 млн. фунтов стерлингов, а на следующий год футуристические «Цветы» ушли с молотка за 5,5 млн. фунтов. И вот в феврале 2010 г. картина «Испанка», проданная в Лондоне за 6,4 млн. фунтов стерлингов, установила новый мировой ценовой рекорд на живопись Гончаровой.
«Наталья Гончарова — одна из самых значимых женщин-художников начала ХХ века. Каждый раз, когда я сталкиваюсь с ее работами, мое восхищение ее талантом неуклонно растет,— отмечает Джованна Бертазони, директор лондонского департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s.— Полотно «Яблони в цвету», ныне выставленное на продажу, относится к одному из самых известных периодов ее творчества. Без сомнения, картина вызовет большой интерес со стороны коллекционеров как во время предаукционного показа, так и на самих торгах».
При создании картины «Яблони в цвету» Гончарова следовала принципу, который станет доминировать в ее творчестве год спустя, когда она начнет писать практически полностью абстрактные полотна. В основе сюжета — воспевание художницей способности природы к трансформации. Примерно в той же степени итальянские футуристы прославляли динамику городской жизни или скорость автомобиля. А Гончарова, проведя большую часть детства в имении бабушки в Тульской губернии, всегда черпала вдохновение именно в народном творчестве и навсегда сохранила глубокое понимание символической взаимосвязи между человеком и природой. Предвосхищая технику, которую Гончарова начнет применять для создания театральных эскизов в 1920-х, в данной работе художница использует приемы кубофутуризма для того, чтобы превратить узнаваемые очертания деревьев в полуабстрактные силуэты, которые визуально разделяются на три части. Коричневые стволы, зеленая трава и серо-розовые кроны деревьев переплетаются, создавая зигзагообразную композицию, дышащую энергией. О значимости данной работы для самой художницы можно судить по тому факту, что она включила ее в свою ретроспективную выставку, проходившую в Москве в сентябре 1913 г.
Надо сказать, что «Яблони в цвету» написаны в тот период, когда Гончарова и Ларионов публично отстранились от Давида Бурлюка и художественной группы «Бубновый валет». Объявив о своей приверженности движению кубофутуризма, который стал своеобразным синтезом творчества французских кубистов и итальянских футуристов, в марте Гончарова и Ларионов организовали выставку «Ослиный хвост», где также были представлены творения Татлина, Малевича, Шевченко и других. Свою основную задачу на этом этапе Гончарова видела в том, чтобы найти точки пересечения между исконно русским искусством и современными западными течениями.
«Кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая. Скифские каменные бабы, крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках,— это те же кубистические произведения,— утверждала Гончарова в «Письме редактору» 13 февраля 1912 г.— Правда, это не живопись, а скульптура, но и во Франции, родине кубизма, исходной точкой для этого направления послужили памятники готической скульптуры. На протяжении последнего десятилетия главным кубистом Франции является Пикассо, в то время как в России — это ваша покорная слуга. Я уже давно работаю в манере кубизма, однако решительно осуждаю позицию «Бубнового валета», который творческую деятельность заменил теоретизированием. Гениальные творцы искусства никогда не опережали теорией практику, а строили теорию на основе ранее созданных вещей».