В Киевском Национальном музее русского искусства до 30 сентября в рамках нового международного проекта «Диалог культур» открыта беспрецедентная для нашей страны выставка художника Ивана Песке (1870-1949). Обширная экспозиция, в которой представлены около 70 живописных и графических работ мастера, подготовлена совместно с галереей MC Fine Art (Монако)
Парадоксально, но имя художника Ивана (Жана) Песке, уроженца Украины, однажды приехавшего в Париж в 1889 г. и оставшегося во Франции навсегда, широко известно на Западе, хотя практически ничего не говорит украинской публике. Примечательно, что в марте 2008 г. небольшой графический лист «Мать и дитя» авторства Песке (1900-е гг. бумага, карандаш) выставлялся в Киеве на аукционе «Корнерс» с достаточно красноречивым скромным эстимейтом в $1,5-2,5 тыс. Тем не менее иметь в своем собрании работы видного деятеля творческого сообщества Ecole de Paris («Парижская школа»), течения, объединившего таких разных интернациональных личностей, как Амедео Модильяни, Марка Шагала, Александра Архипенко, Михаила Бойчука, Софию Левицкую, Хаима Сутина и многих других неординарных художников, почитают за честь истинные коллекционеры. Побывавший на открытии выставки глава британского аукционного дома MacDougalls Вильям МакДугалл сообщил, что живопись Ивана Песке находится в числе его приоритетов.
Творчество этого художника является ярким примером взаимодействия украинской и французской культур. Художники из России и Украины потянулись во Францию еще в начале минувшего века, вскоре сыграв исключительную роль в деятельности Ecole de Paris, которая сформировалась из сплава разных культур. В дальнейшем русский авангард той эпохи признали парижские арт-критики, что стало для французских живописцев отправной точкой в их поисках.
Кстати, организация нынешней выставки в Русском музее стала возможна благодаря успешным переговорам его генерального директора Юрия Вакуленко с Георгием Хаценковым, влиятельным галеристом, коллекционером и арт-дилером. Еще в марте текущего года господин Вакуленко отправился во Францию, где посетил «Музей Монпарнаса» в Париже, а в Монако встретился с Хаценковым. В результате переговоров и родилась идея проекта. В сущности, все работы, составившие экспозицию «Иван Песке. Диалог культур», и предоставлены Георгием Хаценковым.
«Русские художники, которые уехали в Париж, выступили родоначальниками нового пластического языка. Я же начал собирать и пропагандировать их одним из первых около 30 лет назад,— рассказал однажды Георгий Хаценков. — Сегодня у меня самая большая в мире коллекция произведений «Парижской школы» — это около 5 тыс. картин и графических работ 700 живописцев».
Первые полотна Хаценков купил, еще когда работал журналистом в ТАСС. В дальнейшем он ушел в политику, входил в команду Михаила Горбачева, выступал одним из лидеров Демократической партии России. Затем он занялся предпринимательской деятельностью, жил в Соединенных Штатах. Потом коллекционер перебрался в Монако, где и открыл свою галерею MC Fine Art. По мнению Георгия Хаценкова, «Парижская школа» — это уникальное явление в мировой живописи, так как помимо художественной ценности ее произведения имеют огромный, коммерческий потенциал.
«Жан Песке остается среди лучших, среди тех, кто, продолжив импрессионизм, а затем, улучшив эту технику, сумев оказать сопротивление экстраживописным вызовам, неуклонно пошел предназначенным только ему путем»,— так отзывался о художнике арт-критик ХХ века Андре Варно, собственно и придумавший название École de Paris, характеризуя его творчество как «мощное». При этом лучшими произведениями Ивана Песке могут похвалиться музеи Парижа, Марселя, Сен-Тропе, Гренобля, Нанта, Руана и других французских городов. Работы Песке есть в музеях Варшавы и Женевы.
Художественные критики подчеркивали связь пейзажей Песке с Барбизонской школой. Он, как и Теодор Руссо, воспоет красоту Барбизона и будет столь же убедителен в своих произведениях. Гийом Аполлинер незадолго до своей смерти писал: «Жан Песке, малоросс, является прекрасным художником, и французская школа может претендовать на его творчество». Однако, как ни странно, сам Иван Песке всегда подсознательно искал и находил в своих образных выразительных пейзажах духовную связь с Украиной, родиной, которую он был не в силах забыть. В то же время художник поражался, насколько сходны французские провинциальные виды с украинской глубинкой.
В импрессионистском и пост-импрессионистском наследии Ивана Песке множество пейзажей, пронизанных тонким лиризмом, отличных натюрмортов, и особенно часто повторяется важный для художника мотив материнства. Эта тематика его полотен и преобладает на нынешней выставке.