В Лондоне на вечерних торгах картина экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона «Портрет Генриетты Мораес» ушла с молотка за 21,3 млн. фунтов стерлингов, заняв второе место в списке самых дорогих работ, проданных лондонским департаментом послевоенного и современного искусства Christie’s, а также самым дорогим произведением данной категории из всех, что были проданы в Лондоне с февраля 2008 г.
Когда-то бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер назвала Фрэнсиса Бэкона «человеком, который рисует эти ужасающие картины». Сегодня же Фрэнсис Бэкон остается не просто одним из самых известных художников-экспрессионистов второй половины XX века, но и одним из самых дорогих художников. «Портрет Генриетты Мораес» кисти Бэкона ушел с молотка за 21,3 млн. фунтов и стал самой дорогой работой, проданной на аукционе после торгов в 2008 г., когда Роман Абрамович приобрел картину «Триптих» за рекордные $86,3 млн.
Портрет своей близкой подруги и модели Генриетты (известной представительницы художественной богемы Лондона, которую писали многие художники, в том числе и Люсьен Фрейд) художник создал в 1963 г., год спустя после знаковой ретроспективной выставки его работ, прошедшей в лондонской галерее «Тейт» в 1962 г. Портрет был написан в крайне значимый для творчества Бэкона период, когда он совершенствовал свою живописную технику. На сегодняшний день большинство крупномасштабных полотен художника, созданных им в 1963 г., находятся в крупнейших музейных собраниях по всему миру. Картина более 30 лет находилась в частном собрании известного коллекционера и промышленника Вилли Шнивинда и выставлялась на торги впервые с момента своего создания.
Глава департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Европа Фрэнсис Утрид отметил, повышенный спрос на произведения послевоенного и современного искусства. «Ключ к успеху на сегодняшнем аукционном рынке — это грамотная политика в отношении эстимейтов. В ходе подготовки торгов наша команда специалистов активно сотрудничала с коллекционерами, желающими как продать, так и приобрести произведения искусства данной категории. Подобная работа позволяет нам лучше понимать ситуацию на рынке и, в соответствии с этим, корректировать эстимейты лотов,— рассказал господин Утрид.— Все это привело к тому, что результат данных торгов стал вторым по величине за всю историю существования лондонского департамента».
Кроме того, в ходе аукциона были установлены высокие цены не только на работы именитых художников, в числе которых Фрэнсис Бэкон и Герхард Рихтер («Абстрактное полотно» 1994 г. нашло нового владельца за 9,8 млн. фунтов, при первоначальном эстимейте в 5-7 млн. фунтов. Эта завораживающая композиция в изумрудных и сиреневых тонах была создана Рихтером в спонтанной технике при помощи валика и в последний раз публично выставлялась в Лондоне в 1995 г.), но также художников, только набирающих популярность,— Кристофера Вула, Белинды де Бруйкере и Томаса Хаусиго.
Топ-лотом торгов стала также выдающаяся работа Николя де Сталя «Агридженто» 1953 г. — абстрактный пейзаж, относящийся к одноименной серии работ де Сталя, считающейся пиком творческой активности этого французского художника русского происхождения. Картина ушла с молотка за 5,3 млн. фунтов (эстимейт — 3,5-5 млн. фунтов), став, таким образом, вторым в списке самых дорогих произведений художника. А недавно обнаруженный рисунок «Лодка, Коннемара», являющийся тщательно выполненной зарисовкой, созданной Люсьеном Фрейдом в 1948 г. во время отдыха молодого художника в ирландской глубинке (эстимейт — 200-300 тыс. фунтов) был продан за 657,2 тыс. фунтов. Данная работа, на которой автор запечатлел красочный пейзаж с одиноким судном, отдыхающим на пустынном берегу, отражает неповторимый стиль Фрейда конца 1940-х гг., незадолго до того, как он перешел исключительно к масляной живописи.
Всего на аукционе Christie’s в Лондоне было продано произведений искусства на 80,6 млн. фунтов стерлингов, что стало вторым показателем в истории лондонских продаж аукционного дома для этой категории. С молотка ушло 89% выставлявшихся на продажу лотов (95% в денежном выражении). Три лота проданы за суммы свыше 5 млн. фунтов, 16 — превысили отметку в 1 млн. фунтов. Суммарная выручка от данного вечернего аукциона и секции послевоенного и современного искусства торгов, посвященных частной европейской коллекции под символическим названием «Искусство, окружающее действительность», проходивших 9 и 10 февраля, на сегодняшний день составляет 96,6 млн. фунтов стерлингов.