В центре современного искусства «М17» до 16 сентября проходит предаукционная выставка «Украинское и русское классическое искусство», объединившая в себе все ключевые направления, начиная от классики XIX века до работ ведущих художников-современников. По оценкам организаторов экспозиции экспертов аукционного дома «Золотое сечение», общая стоимость представленных работ превышает $1 млн.
В рамках экспозиции «Украинское и русское классическое искусство» представлены 174 работы — живопись, графика и скульптура ключевых украинских и русских художников. Интересна данная выставка еще и тем, что у посетителей будет уникальная возможность ознакомиться с главными течениями и периодами изобразительного искусства двух последних столетий. В ЦСИ «М17» представлены классическая живопись XIX века, авангардистские работы начала XX столетия, картины мастеров украинской эмиграции, а также искусство социалистического реализма и произведения нонконформистов. Для того чтобы внимательно ознакомиться со всеми работами, необходимо запастись временем и терпением. Учитывая тот факт, что все произведения собраны в едином небольшом экспозиционном пространстве, многие из картин теряются на фоне друг друга, и требуется немало сил, чтобы абстрагироваться от «соседей» и сконцентрировать внимание на конкретной работе.
Что касается классической живописи конца XIX — начала XX века, то она представлена работами лучшего ученика Ивана Шишкина — художника Андрея Шильдера (эстимейт $22-30 тыс.), его «Опушка леса», написанная в 1905 г., не только украшает обложку каталога, но и является топ-лотом, на который делают ставку организаторы аукциона. Также можно приобрести классиков — Петра Нилуса ($40-50 тыс.), Сергея Васильковского ($4-6 тыс.), Николая Мурашко ($8-12 тыс.), Ивана Труша ($2-3 тыс.), Георгия Нарбута («Казак и немцы», типографский отпечаток, $500-800) и др. Стоит отметить, что выставленная на торги акварель поэта и художника Максимилиана Волошина (помимо того, что нечасто работы этого автора можно увидеть в столичном выставочном пространстве) интересна еще и тем, что на ней стоит дарственная подпись автора своей подруге, поэтессе Марине Цветаевой. Каталожная стоимость картины «Киммерийские берега» 1924 г.— $5-7 тыс. Современную классику презентуют картины Виктора Чауса, Владимира Гурина, Алексея Бедношея, Владимира Труша, Юрия Зорко.
Довольно хорошо представлены художники украинской эмиграции и авангардисты. Пополнить свои коллекции можно будет работами основателя русского футуризма Давида Бурлюка («Футуристическая композиция», 1940 г., и «Цветы на фоне моря», 1960 г.— $30-40 тыс.), представителя Парижской школы Василия Хмелюка ($10-15 тыс). Петра Львова, Ильи Павиля, Степана Колесникова, Якова Шапиро. Приобрести можно и работы советского периода таких художников, как Виктор Зарецкий, Николай Глущенко («Женщина с мертвым ребенком», 1934 г., $7-10 тыс., «Цветы», 75 г.— $20-30 тыс.), Василий Ермилов, Иосип Бокшай, Сергей Григорьев, Татьяна Яблонская. В свою очередь нонконформизм представлен картинами ключевого художника советского андеграунда Анатолия Зверева, Зои Лерман, Галины Неледва, Ивана Марчука, Марии Примаченко, Акима Левича и др.
Среди топ-лотов будущего аукциона организаторы экспозиции выделяют картину Петра Нилуса «Над морем», 1905 г. ($40-50 тыс.). Также наиболее дорогими лотами являются картины Андрея Шильдера «Околица села», 1905 г. ($22-30 тыс.), знаковая работа Виктора Зарецкого «Август», 1975 г. ($65-80 тыс.), «Натюрморт с зеркалом», 1964 г., Николая Исаева, «На Сене», 1936 г., Николая Кричевского, «Апрель», 1900-е гг., Александра Стилиануди — эстимейт $20-25 тыс. Одними из самых дорогих произведений на торгах являются также «Горный поток» 1959 г. Владимира Сидорука и «Море штормит» 1951 г. Петра Столяренко — $30-40 тыс. Самый же дорогой эстимейт получила картина «Русановка» 1966 г. Сергея Шишко — $60-80 тыс.
Изюминкой экспозиции «Украинское и русское классическое искусство» также можно считать две работы петербургского художника, графика, скульптора Эрте (Роман Тыртов) — «Модель в шляпе» и «Модель в прозрачном манто», 1970-е гг. ($4-6 тыс.). Эрте считается одним из ведущих представителей стиля ар-деко, его работы сегодня находятся в коллекциях ведущих музеев мира, в том числе — в МоМА (Нью-Йорк). В свое время он разрабатывал костюмы для Анны Павловой и Мата Хари и создал более 100 обложек для журналов Vogue и Harper’s Bazaar. Роман Тыртов учился живописи у Ильи Репина, посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Эрте работал модельером в знаменитом Доме моды Поля Пуаре, выступил в качестве автора костюмов к спектаклю «Минарет» в парижском театре «Ренессанс». Он также создавал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре.