В Москве в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительного искусства им. Александра Пушкина (ГМИИ) до 9 сентября открыта масштабная выставка, организованная при участии министерств культуры Российской Федерации и Украины, получившая название «Возвращение Святого Луки», в которой представлена западноевропейская живопись VI-XVIII веков из девяти ведущих музеев Украины. Экспозиция продолжает цикл выставок «Под сенью дружных муз…». В его рамках в России демонстрируются значительные художественные собрания из музейных коллекций стран бывшего СССР
Ныне около ста произведений западноевропейской живописи из девяти музеев Украины собраны в рамках одной выставки — этим новая экспозиция совершенно уникальна как для России, так и для Украины. Так, многие работы будут показаны впервые, ведь в украинских музеях они хранились в запасниках. При этом целому ряду картин в процессе подготовки выставки было возвращено утерянное за века авторство. Это, например, «Пастушок, играющий с кошкой и мышкой» Томмазо Салини, «Дама в комнате после возвращения из церкви» Карела Слаббарта и «Натюрморт с битой птицей» («Охотничьи трофеи») Христиана ван Хёйла. Благодаря эффективному взаимодействию и профессионализму специалистов двух стран удалось подготовить выставку, которая отражает современный, принципиально новый и плодотворный этап сотрудничества музейщиков Украины и России. Примечательно, что выставку сопровождает подробный научный каталог, составленный объединенными трудами специалистов ГМИИ им. Александра Пушкина и сотрудников музеев Украины. В заглавие выставки неслучайно вынесено название художественного фильма «Возвращение Святого Луки», популярного в 1970-1980 гг. у миллионов советских зрителей. Основой для киноленты, ставшей классикой детективного жанра, послужила драматичная история 1960-х гг., связанная с холстом «Евангелист Лука» Франса Хальса, положенным в основу нынешней российской экспозиции. За пять лет до того, как фильм был снят, «Святого Луку» Хальса действительно похитили из Пушкинского музея в Москве, причем практически так, как это было показано в фильме. Кража картины Хальса стала первым крупным случаем кражи произведения искусства в Советском Союзе. «Когда-то эту картину, считавшуюся утерянной, случайно обнаружили на Одесском блошином рынке и приобрели за смешные 9 руб.,— говорит искусствовед Виктор Бушко. — Так дешево ее удалось купить просто потому, что продавцу и в голову не приходило, каким сокровищем он обладает. Только потом, через некоторое время, специалисты рассмотрели на реверсе полотна к своему невероятному удивлению инвентарный номер Эрмитажа!».
Легендарные картины Хальса, этого выдающегося голландского мастера XVII века, изображающие евангелистов Луку и Матфея, из собрания Одесского западного и восточного исскуства музея уже дважды экспонировались в ГМИИ имени А. С. Пушкина, и теперь гостям музея вновь предстоит встреча с ними. Хронологически выставку открывают две чрезвычайно редкие византийские иконы VI века, тесно связанные с традициями раннехристианского искусства из собрания Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Особого внимания заслуживают произведения мастеров раннего итальянского Возрождения, среди которых центральное место занимают работы Паоло да Венециано, Якопо дель Селлайо, Джентиле Беллини, принадлежащие также киевскому музею. Западноевропейское искусство XVI века представлено работами Марко Базаити и Софонисбы Ангишолы из собрания львовского музея, Париса Бордоне (Житомир) и Джироламо Маккьетти (Киев). Особенную ценность и интерес для ценителей искусства имеют произведения итальянских и нидерландских караваджистов — последователей великого реформатора европейской живописи Микеланджело да Караваджо — Бартоломео Манфреди (предоставлены из Харькова и Львова), Томмазо Салини (из Севастополя), Хендрика Тербрюггена (Чернигов), Геррита ван Хонтхорста и Маттиаса Стома (Житомир). Среди других картин итальянских мастеров следует выделить работы Бернардо Строцци (Одесса), Луки Джордано и Джованни Паоло Панини (Житомир), Алессандро Маньяско и Джованни Баттиста Тьеполо (Киев), Якопо Амигони (Донецк). К бесспорным шедеврам, представленным на выставке, относится натюрморт испанского живописца Хуана де Сурбарана (Киев), являющийся своеобразным эталоном в творчестве этого замечательного мастера из Севильи. Среди произведений французской школы необходимо обратить особое внимание на работы таких художников, как Мишель де Буйон, Жан-Батист Мартен, Элизабет Виже-Лебрен и Жан-Батист Реньо (Киев).
Среди работ немецкой и австрийской школ специального внимания заслуживают картины Вольфганга Кроделя Старшего и Франца Антона Маульберча (Львов), Генриха Готлиба Хойзера (Чернигов), Филиппа Фердинанда де Гамильтона, Яна Войтеха Ангермайера и Иоганна Фридриха Тишбейна (Киев). В то же время основу экспозиции ранней нидерландской, фламандской и голландской школ составляют замечательные произведения таких мастеров, как Рубенс, Якоб Иорданс, Себастьян Вранкс, Мартин Пепейн, Денис ван Алслот, Керстиан де Кёйнинк, Леонарт Брамер, Николас Кнюпфер и Ян Веникс из собрания киевского музея, а также Франс Хальс, Хендрик Моммерс, Питер Бул, Корнелис Лелиенберг из одесского музея и Ян ван Скорел, Ян ван Гойен, Виллем Дейстер, Симон де Влигер, Фердинанд Бол из харьковского музея. Кроме того, на выставке представлены оригинальные работы Гиллиса Мостарта, Жака де Баккера, Яна ван Кессела из львовского музея, Карела Слаббарта из житомирского музея, Клары Петерс из музея Полтавы и Николаса Элиаса Пикеноя, Франсуа Рейкхалса из коллекции музея Севастополя. На выставке наряду с такими знаковыми полотнами известных мастеров, как «Се Человек» Бернардо Строцци, «Святое семейство с Иоанном крестителем на пути в Египет» Париса Бордоне, «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена» Рубенса, «Амур и спящие нимфы» Йорданса, «Евангелист Матфей» и, конечно, «Евангелист Лука» Франса Хальса, покажут и работы менее известных широкому зрителю художников. Тем не менее следует отметить, что на сегодня из их творческого наследия сохранилось всего по несколько картин. Это, например, вышеупомянутые «Пастушок, играющий с кошкой и мышкой» Томмазо Салини, «Дама в комнате после возвращения из церкви» Карела Слаббарта и «Натюрморт с битой птицей» («Охотничьи трофеи») Христиана Ван Хёйла.