В прокате наглядное пособие о том, как стать Биллом Гейтсом нового поколения
В прокат вышла лента о создании революционной виртуальной сети Facebook — «Социальная сеть». Режиссеру Дэвиду Финчеру и его команде удалось снять увлекательный, качественный фильм, который вполне может претендовать на высшие награды американской киноакадемии.
После неоднозначной картины «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвид Финчер снова возвращается к себе времен «Бойцовского клуба». Его новый фильм «Социальная сеть», как и легендарный «БК», бьет не в бровь, а в глаз, впечатляя глубоким, но не навязчивым, исследованием новой социальной парадигмы, потрясающим сценарием, безупречной режиссерской, операторской и актерской работой. Картина захватывает внимание с первых же минут и не отпускает еще долго после просмотра.
Говорить о том, что «Социальная сеть» — экранизация романа Бена Мэзрича «Миллиардеры поневоле: альтернативная история создания Facebook», несколько неправомерно. Известно, что книга была написана под четким руководством одного из основателей сети Эдуардо Северина, однако авторам экранизации мастерски удалось избежать однобокого повествования. Воспользовавшись фактами, изложенными в книге, пообщавшись с огромным количеством людей, причастных к происходящему, а также изучив юридическую документацию, сценарист Аарон Соркин написал свой альтернативный сценарий. В фильме параллельно рассказывается сразу три истории и представлены точки зрения каждого из участников конфликта.
Особая заслуга создателей заключается в том, что им удается не только представить все стороны, но и заставить зрителя сопереживать каждому из персонажей (симпатии, как эстафетная палочка, переходят от одного участника спора к другому, в зависимости от того, кому в данный момент предоставлено слово, герои и антигерои то и дело меняются местами). Режиссер и сценарист не навязывают свое мнение, не дают однозначного ответа, они просто демонстрируют, насколько это возможно, объективную картину произошедшего, и предоставляют право каждому самому решать, на чьей он стороне.
Одновременно с этим в фильме потрясающе точно переданы суть и значение такого явления, как Facebook, изменения, произошедшие в сознании социума, а также та среда, в которой все это стало возможным. Кроме того, благодаря тщательной работе, создатели смогли убедительно объяснить мотивацию действий каждого из персонажей, продемонстрировать их рост и изменения психологии и взаимоотношений. К середине ленты это уже не те мальчики-друзья, которые все начинали, а Марк Цукерберг — это уже не просто юный гений, анархист и бунтарь, чье уязвленное самолюбие, эгоизм и сублимация привели к созданию скандального Facemash. 19-летний Марк — генеральный директор компании, прибыль которой в 2009 г. составила $700 млн. За столь реалистично показанной трансформацией чрезвычайно интересно наблюдать, и есть о чем подумать. Правдоподобности добавляет антураж и атмосфера гарвардского уклада жизни, маниакальное внимание режиссера ко всем деталям.
Не меньших похвал также заслуживают актерские работы. Каждому произнесенному слову, каждой эмоции, поступку и мотивации веришь. Джесси Айзенберг (Марк Цукерберг), Эндрю Гарфилд (Эдуардо Северин), Арми Хаммер и Джош Пенс (братья Винклвосс), как и их персонажи, пребывают в постоянной динамике. И даже Джастин Тимберлейк, чье появление в титрах изначально вызывало скептическую улыбку, в роли инфернального пижона Шона Паркера (одного из создателей революционной файлообменной пиринговой сети Napster) прекрасен.
Несмотря на то, что, по сути, история стара как мир, и рассказывает она о дружбе, зависти, соперничестве, власти и деньгах, ревности и уязвленном самолюбии, преподнесена она в новой, свежей и актуальной обертке. Неизвестно, появился ли бы Facebook, если бы не девушка, разозлившая юного гения и ущемившая его самолюбие фразой «Тебя не будут любить не потому, что ты заучка, а потому, то ты — придурок», или не состоялась встреча с близнецами Винклвосс, мечтавшими создать особую площадку для избранных студентов Гарварда, или же если бы не было друга, который настолько поверил в идею, что вложил в проект свои деньги.
Оригинальная композиция фильма не дает расслабиться ни на минуту, сюжет развивается по лихо закрученной спирали. К этому стоит еще добавить высококачественный юмор, сарказм и уместные гэги, тщательно выписанные и сыгранные диалоги — и от экрана невозможно оторваться. Посмотреть картину и получить удовольствие сможет каждый, вне зависимости от того, есть ли у него профайл в Facebook или он даже понятия не имеет, что это такое.