Досуг

Туристы начали совмещать полезное с прекрасным

Успех парижской выставки Клода Моне, открывшейся 22 сентября 2010 г. в зале Grand Palais и завершившей свою работу 24 января, подтвердил тенденцию роста интереса в мире к познавательно-культурному туризму. Беспрецедентная экспозиция Моне, составленная из 176 произведений художника, установила рекорд посещаемости

Эстафету Парижа намерены перенять другие мероприятия, претендующие на столь же пристальное внимание ценителей искусства и культурного наследия, путешествующих с познавательной целью по всему миру. В частности, до 19 февраля в Нью-Йорке еще можно успеть посетить галерею Ларри Гагосяна на Мэдисон-авеню и совершенно бесплатно ознакомиться с работами скандально известного художника Петра Уклански на выставке Discharge! Впервые он появился на нью-йоркской арт-сцене в середине 1990-х, представив публике скульптуру Dance Floor, объединившую минимализм с характерным для нынешней эпохи размыванием границы между искусством и развлечением. А вот по настоящему заговорить о себе Уклански заставил в конце 1990-х, выступив с проектом «Наци» (выставка состоялась в Photographers Gallery в Лондоне в 1998 г.), в рамках которого собрал в одну инсталляцию образы полторы сотни киногероев, одетых в немецкую военную форму времен Второй мировой войны, сыгранных голливудскими актерами. В результате художник подвергся нападкам антифашистов, усмотревших в произведении идеализацию «коричневой идеи».

Петр Уклански родился в Польше в 1968 г.; изучал живопись в Академии изящных искусств в Варшаве и фотографию в Cooper Union School в Нью-Йорке, а его мультимедийные работы (скульптура, фотография, коллаж, перформанс, видео) выставлялись на многих престижных мировых площадках, наподобие парижского «Центра Помпиду», венецианского «Палаццо Грасси» или базельского «Кунстхалле».

Там же, в Нью-Йорке, в Музее Метрополитен, до 25 апреля, заплатив за вход $20, можно приобщиться к совершенно иному творческому пласту, полюбовавшись отреставрированным шедевром одного из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем». Полотно стало гвоздем экспозиции, составленной из утвари Палаццо Строцци, для которого в конце XV века и заказывалась «Мадонна». По завершении работы американской выставки картина отправится в Рим.

В Королевской Академии искусств в Лондоне впервые за 30 лет устроили ретроспективный показ британской скульптуры, подтверждая, таким образом, наметившийся в последнее время художественный тренд. Всерьез скульптурой не интересовались практически в течение нескольких десятилетий, теперь же она ставит рекорды на аукционах и вызывает повышенный интерес музеев. Кстати, весьма примечательно, что для этого мероприятия предоставлен самый престижный выставочный зал столицы Великобритании. Это крупнейшая в мире открытая площадка, где выставляются произведения современного искусства (здесь показывают как именитых художников, так и начинающих) и важное светское мероприятие.

Академия была открыта в 1768 г. сэром Джошуа Рейнольдсом, чья статуя установлена во дворе, и до настоящего времени является домом для самых престижных выставок и вернисажей. Тут ежегодно, с мая по август, проводятся знаменитые летние выставки, на которых демонстрируются работы знаменитых современных художников, большинство из которых выставлено на продажу. Вход на осмотр нынешней специализированной экспозиции Modern British Sculpture («Современная британская скульптура») обойдется в 9 фунтов стерлингов. Ретроспектива работает с 22 января до 7 апреля, и здесь можно увидеть как образцы современной скульптуры, вроде композиции Дэмиена Херста Let’s Eat Outdoors Today («Давай сегодня поедим вне дома»), так и работы 1910-1930-х гг., в частности, «Королеву Викторию» Альфреда Гилберта.

Однако, по мнению искусствоведов, одной из наиболее примечательных и важных в сезоне станет большая выставка картин крупного представителя поп-арта Роя Лихтенштейна (Roy Fox Lichtenstein), чьи произведения неизменно числятся в топ-лотах аукционов современного искусства. Экспозиция открылась 28 января в галерее знаменитого австрийского музея Альбертина, расположенного во дворце эрцгерцога Альбрехта в центре Вены. В нем хранится одно из самых крупных и значительных мировых собраний графики (около 65 тыс. рисунков и более 1 млн. произведений печатной графики). Коллекция охватывает период от поздней готики до современности. Само название музея «Альбертина» происходит от имени его основателя — герцога Альберта Саксонского-Тешенского.

Специально для выставки, которая развернута до 15 мая с входными билетами ценой в EUR 9,5, организаторы отобрали черно-белые рисунки и живопись 1961-1968 гг. Основной темой выставки Roy Lichtenstein, Black & White 1961-1968 гг. стала задача показать изменение направления творчества Лихтенштейна в 1960-е гг. под воздействием рекламной и журнальной графики, а также комиксов. Вплоть до 1968 г. Лихтенштейн создал около 70 выразительных черно-белых рисунков и 17 монохромных картин, собрание которых впервые будет продемонстрировано на тематической выставке. «При том что сюжеты картин Лихтенштейна не просто просты, они даже откровенно примитивны — это-то и составляет изюминку его творческого подхода»,— говорит арт-критик Джозеф Круэлл. Отметим, что работы американского художника в последнее время устанавливают рекорды и на крупнейших мировых аукционных площадках. «Некоторые специалисты видят в картинах Лихтенштейна скрытый или подавленный, подсознательный сексизм,— считает немецкий галерист Бруно Норштедт.— Его девушки-блондинки хоть и очевидно неплохо приспособленные к жизни стервы, но неизменно предстают нежными и незащищенными, недалекими и взбалмошными пластиковыми куклами, едва владеющими парой-тройкой ходовых фраз». Действительно, в этом ключе характерным примером может служить M-Maybe… (A Girl’s Picture) — «М-может быть (рисунок девушки)». Сюжет этой картины художник позаимствовал из комикса, увеличив один «кадр» до размеров полутораметрового холста. Подражая известной стилистике, Лихтенштейн, собственно, «изображает» и незатейливые мысли девушки: «М-может быть, он заболел и не смог уйти из мастерской!».

Составить конкуренцию Рою Лихтенштейну в Альбертине вполне способна открывающаяся 18 февраля еще одна важная выставка — Girls, Candies & Comics художника Мэла Рамоса. Эта крупнейшая в Европе персональная ретроспектива будет создана в честь 75-летнего юбилея калифорнийского живописца. В экспозиции будут представлены все периоды творчества художника, от ранних картин, изображающих героев комиксов и «чудо-женщин» 1960-х гг., а также коммерческие изображения пин-ап, принесшие ему мировую известность, где Рамос иронически изобразил рекламу известных марок с девушками, двусмысленно прижимающимися к огромным бутылкам кока-колы или пачкам сигарет.

minakov
Share
Published by
minakov