В Киевском музее русского искусства до 18 декабря открыта выставка «Великий и прекрасный триумвират. Врубель. Серов. Коровин», посвященная творчеству этих художников, которых связывала не только дружба, но и творческо-идеологические взгляды на изобразительное искусство
Львиную долю экспозиции составляют работы Михаила Врубеля, размещенные в трех залах первого этажа музея, хотя произведения Валентина Серова и Константина Коровина, демонстрируемые в остальных двух залах, вызывают далеко не меньший интерес.
Собрание живописи и графики Русского музея в Киеве позволяет достаточно широко и разнообразно продемонстрировать творчество этих трех мастеров, сходство их эстетических идеалов и различие живописных приемов. Надо сказать, что музей обладает одним из самых больших в мире собраний различных произведений Михаила Врубеля, насчитывающим около 185 работ. Из них на нынешней выставке показывают около 100. Творчество Валентина Серова представлено пятью живописными и 20 графическими работами, а Константина Коровина — восемью живописными и пятью графическими произведениями.
Несмотря на некоторую разницу в возрасте, этих художников связывала творческая и человеческая дружба. Почти одновременно, во второй половине 1880-х гг. они начали свой путь на художественном поприще, став членами «Абрамцевского кружка», причем все трое подолгу жили на Украине. География их пристрастий различна, здесь и Киев, и Харьков, Одесса и Крым. При этом каждый из художников обладал яркой творческой индивидуальностью и неповторимым художественным почерком.
Михаил Врубель, наиболее полно представленный на выставке рядом автопортретов, сакральной графикой и живописью, достаточно полноценно раскрывает разнообразие его творческих интересов и многогранность таланта. Например, акварель академического периода «Натурщица в обстановке Ренессанса» демонстрирует совершенное владение техникой акварели. Живописное мастерство и особенности видения натуры проявились в одной из самых известных работ «киевского периода» — в удивительной по своей харизме картине «Девочка на фоне персидского ковра». Достаточно разнообразно на выставке представлены библейские и евангельские образы, которые сопровождали художника на протяжении всей его творческой жизни. Это эскизы для росписи Владимирского собора в Киеве и произведения, связанные с работой над образом Демона.
Валентин Серов, признанный одним из самых блестящих портретистов конца XIX — начала ХХ вв., представлен рядом портретных работ, выполненных в различных техниках. Центром экспозиции этого раздела, безусловно, являются портрет Е.А. Красильщиковой, графические портреты М.И. Лахтиной и Э.Л. Праховой. Универсализм, характерный для творчества Серова, раскрывается в представленных на выставке театральных эскизах и иллюстрациях к басням Ивана Крылова. Интересен и ряд небольших зарисовок, посвященных теме украинского казачества.
При всей цельности экспозиции работ Константина Коровина, который был наиболее последовательным импрессионистом среди русских художников, особо хочется выделить масштабное пейзажное полотно Коровина «Северное море». Эта суровая картина, решенная практически только при помощи черно-бело-серой цветовой гаммы, по духу весьма далека от пусть и нередко зловещей, но сочной и порой даже вычурной колористики морских сюжетов Ивана Айвазовского. Организаторы умело расположили ее в окружении ярких и жизнерадостных картин, что придает им всем необходимый контраст и выразительность. Таким образом, можно предельно полноценно оценить особенности русского и собственно коровинского импрессионизма на примере превосходных натюрмортов («Розы на террасе. Крым») или портретов в интерьере («Черемуха»). В целом поездки на Север, в частности в район Мурманска, сыграли большую роль в дальнейшем развитии творчества художника. Так, во время путешествия 1888 г. его пленили виды неприветливых северных побережий. Под этими впечатлениями написаны картины «Берега Норвегии» и «Северное море». Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков свинцово-серого цвета. Кроме того, незаурядный талант Коровина, как театрального декоратора, раскрывается в эскизах к различным оперным и балетным постановкам.
«В это трудно поверить, но эти три художника, не принимая коммерческого диктата на свое творчество, в разные периоды жизни переживали большие материальные трудности, вплоть до нищеты, особенно Коровин.— говорит Юрий Вакуленко.— Это тем более парадоксально, что он родился в состоятельной купеческой семье. Правда, впоследствии их семья разорилась, и зарабатывать пришлось исключительно творчеством». «Мне пришлось сильно нуждаться,— вспоминал Константин Коровин о годах учебы.— Уже в пятнадцать лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб».