На смену танцующим парам пришли одиночки
В арт-центре «Я галерея» открылась выставка черновицкой художницы Ирины Каленик под названием «Кое-что about Dance». Какое развитие получила тема танца в творчестве госпожи Каленик, можно узнать, посетив галерею на ул. Волошcкой до 8 июня.
Стоит отметить, это далеко не первый раз, когда танец бередит сознание художницы. С этой темой Ирина Каленик уже неоднократно выставлялась в галерее Людмилы Березницкой в ту пору, когда она еще называлась L-ART. Однако с тех пор танец не потерял своей актуальности в творчестве художницы и вылился в очередной проект. Правда «Кое-что about Dance» уже не увлекает зрителей передвижными арт-объектами (ранее Ирина рисовала танцующие пары на фанерных силуэтах, свою технику она назвала скульптуроживописью, которые устанавливались на колесики, и с превеликим удовольствием перемещались посетителями по пространству галереи) — они неподвижно висят на стенах, однако при этом не лишены возможности совершать акты коммуникации. Вместо графики и черно-белой живописи автор представила живопись цветную, цифровую печать на металлокерамике и видео.
«Проекты объединены одной темой, но они принципиально разные. Они скорее логическое продолжение друг друга. В основе каждого из них лежит некая документальная цитата,— комментирует «і» Ирина.— Но осталось ощущение недосказанности, собирался материал, который ждал своего времени, и поэтому, когда Павел Гудимов предложил сделать очередной проект, у меня уже были для него наработки и идеи. Цель этого эксперимента — объединить социум и ретроцитаты в одном проекте. Кроме того, Паша решил дополнить его видеоматериалом».
На живописных работах запечатлены различные пары в танце, танцовщицы кабаре, танцующие пары в купальных костюмах, и даже танцующая пара мужчин в спортивном трико на коньках. Здесь автор продолжает заявленную в предыдущих проектах тему авторской иронии и гротеска. Однако, что удивительно — картины, несмотря на их ироничность, вызывают не смех или улыбку, а скорее щемящее чувство ностальгии по почти утраченному пласту культуры. В современном обществе не принято танцевать, танец остается уделом профессионалов и горячих фанатов. Современники дистанцируются друг от друга, предпочитая танго, чарльстону и другим парным танцам иной способ коммуникации — ритмичные одиночные телодвижения. А мужики и вовсе, как известно, не танцуют.
Помимо цветной живописи, на выставке также представлен ряд работ цифровой печати на металлокерамике и цифровой печати на бумаге. Последние очень напоминают плакатные коллажи. На металлокерамике же в качестве сюжетов представлены фотографии кукол в позах танцевальных па или же запомнившиеся многим в бабушкиных сервантах фаянсовые балерины, а некоторые и вовсе напоминают в своих позах кадры из сборника эротического видео 1920-х гг.
Здесь можно найти отпечатки на металлокерамике ретрофотографий танцующих мужчин в женских платьях, которые Каленик нашла на блошином рынке в Кракове и решила использовать в проекте. На части из них отпечатаны картины, главным персонажем которых стали те самые экзальтированные пожилые женщины, которые лихо выплясывают в мае на городских площадях. Они же главные действующие лица видео, которое сопровождает проект. И для сравнения, другая пара — юные девушки, лихо переставляющие ноги под тыц-тыц-тыц танцевального автомата. «Жесты, язык танца, застывшее в стоп-кадре движение — своеобразная попытка пришельцев из мира танцев донести до землян свои мысли и чувства,— отметила во время открытия автор.— Но финальную точку ставить рано, и «Кое-что about Dance» — не последний аккорд темы».