В Галерее Ларри Гагосяна в Лондоне открылась выставка работ Такаси Мураками, где эпатажный японец явно пытается выйти за привычные рамки образности манга (японского аниме). Тем не менее художник не изменил себе и представил свое переосмысление поп-культуры Японии, обратившись к откровенно сексуальным образам
Манга, в той форме, в которой она существует в настоящее время, начало развиваться после окончания Второй мировой войны. Подвергшись сильному влиянию западной традиции, она все же имеет глубокие корни в раннем японском искусстве. Она многолика и популярна у людей всех возрастных категорий в Японии и за ее пределами. Это и особая форма изобразительного искусства, и литературное явление. С 1950-х гг. манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства на темы приключений, романтики, спорта, истории, юмора, научной фантастики, хоррора, эротики, бизнеса и другие с оборотами в сотни миллионов долларов.
Не удивительно, что эксплуатируя привлекательность манга, Мураками вознесся на пик популярности и коммерческого успеха. Кем только не называют ныне художника. Одни приклеивают ему ярлык японского Энди Уорхола, а другие усматривают в нем схожесть со стилистикой Джеффа Кунса. Однако похоже, что с кем бы ни сравнивали предприимчивого японца, это только повышает уровень его востребованности. Любой скандал идет ему только на пользу. Вот и сейчас в Лондоне его работы, предлагая новый взгляд на произведения с более чем вековой историей, бросают дерзкий вызов традициям.
В частности, Мураками показывает четыре триптиха, отсылающих к полотнам жившего на рубеже XIX и XX веков японского художника Курода Сэйки, наиболее известного тем, что привил на японской почве европейский стиль живописи. Одна из картин, представленных на выставке,— это, в сущности, то же самое полотно Курода Сэйки, написанное в 1900 г. — «Мудрость, Впечатление, Чувство», где эти понятия решены в образах трех обнаженных женских фигур. Недолго думая, Мураками в деталях скопировал картину и, претендуя на преемственность, снабдил полотно подписью «Сэйки Курода — Такаси Мураками 1899–2010». Пример, достойный для подражания для каждого, желающего прославиться, но далеко не каждый отважится на такой наглый шаг. Но вот другие трактовки полотна Сэйки Курода в исполнении Мураками несут совершенно разный энергетический и художественный заряд. Они продолжают тему трех граций, но воплощают их в разных манга-стилях.
Висящие рядом, эти полотна заставляют вспомнить о киотском Музее манги, где в полной мере можно оценить ее жанрово-стилевое разнообразие. Необходимо отметить, что Мураками не просто демонстрирует владение разными стилями, переосмысливая полотно классика. Тем самым он подчеркивает свою, хотя и весьма специфичную, преемственность по отношению к его работам.
Эта связь с глубинными срезами культуры заявлена Мураками и в других произведениях. Работы, созданные акрилом на доске, навеяны образами шунга — эротических гравюр на дереве, популярных в эпоху Эдо (1603-1867). И вот тут вместо концентрации на изображениях фигур, сплетенных в объятиях любовников, Мураками сосредотачивается на крупных планах достаточно пикантных интимных подробностей. Подход к «осовремениванию» классики проявился в откровенно-восхищенном, а в то же время и гротескном любовании гениталиями, выполненными в виде монументального «золотого» фаллоса и массивной «серебряной» вульвы. Загадочная японская эротичность Мураками проявилась здесь в неожиданных улыбках, которыми половые органы с радостью вас приветствуют.
Тема абсурда продолжается в новой работе «Трехметровая девушка». Это гигантская манга-красотка, чей бюст настолько тяжел, что она вынуждена склониться под его весом. На самом деле девчонка настолько же комична, как и очень реалистична. Она будто бы соскочила с обложки «Плейбоя» с его красотками, снабженными увесистыми силиконовыми женскими достоинствами.
До полувекового юбилея Такаси Мураками остался всего год. Он является живым подтверждением того, что последовательность в достижении цели, как правило, приводит к успеху. Известно, что еще в детстве Мураками успел определиться раз и навсегда, не витая в небесах, а твердо вознамерившись создавать мультфильмы. Ныне Такаси Мураками как глава компании Kaikai Kiki может позволить себе не думать о деньгах. Он же не только ввел в обиход термин «суперплоскость», но и сформировал из слов «поп» и «отаку» неологизм Po-Ku Revolution, которым характеризуется течение японской поп-культуры. «У нас, в японской культуре, нет объемных, трехмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D-формы, так называемая суперплоскость. В этом и заключается особенный шарм японской живописи»,— заявил Мураками. Понятно, что по итогам 2008 г. этот «революционер», единственный из художников, вошел в список «100 самых влиятельных людей» по версии журнала Time.