В ограниченный прокат вышел новый фильм легендарной актрисы Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки». В картине Людмила Марковна не только исполнила одну из главных ролей, но и выступила автором идеи, режиссером, продюсером и композитором
Презентовать свою новую работу в Киеве Людмила Марковна приехала лично. Организаторы визита актрисы — Фонд социальных инициатив Кирилла Дмитриева приурочили это событие к ее 75-летию, которое госпожа Гурченко отметила 12 ноября. «Идея этого фильма принадлежит мне. Сейчас нет главных ролей для возрастных моментов. Кого я буду играть? Маму киллера? Но когда я познакомилась с одним из лучших джазовых музыкантов, который имеет свое лицо и играет не так, как все, и, наверное, не так, как положено, поняла, что нужно обязательно о нем рассказать,— прокомментировала Людмила Марковна.— Олег Аккуратов — слепой гениальный музыкант, он лауреат многих конкурсов. До личного знакомства с ним я видела запись его поступления в интернат для слепых, музыкально одаренных детей. В четыре года он поразительно точно, следуя всем гармониям, исполнил свадебный марш Мендельсона (этот отрывок в итоге вошел в картину). Олег Аккуратов — существо необыкновенное, и я хотела одного — показать его всем».
По словам госпожи Гурченко, музыкант великолепно не только играет на фортепиано, но и поет американский джаз. Однако включить черный джаз в картину не было возможности, поскольку история главного героя в фильме только начинается, его только отправляют в этот музыкальный мир. «У меня была задача сделать легкий джаз, не черный, а джаз белого человека, голубой джаз,— продолжила актриса и автор музыки к фильму.— Получилось так, как я мечтала, — симфоджаз, в записи которого принимали участие 60 музыкантов. Олег это изумительно играет в манере Билла Эванса. Кто любит такую музыку, это самые тонкие, великолепно организованные внутри люди».
Сюжет картины довольно незатейлив: слепой талантливый паренек Олег (Дмитрий Кубасов) приезжает в Москву к известной, но одинокой пожилой актрисе Анне Дмитриевне (Людмила Гурченко). Приезжает он с другом — кабацким музыкантом средних лет по кличке Сувора (Владимир Ильин). Но тот уже не может помогать развиваться слепому пареньку, и Анна Дмитриевна, вдохновившись талантом юного пианиста, вызывается ему помочь. Звезда знакомит парня со своим бывшим возлюбленным — признанным джазовым пианистом, его играет Александр Ширвиндт, который в итоге и берет юношу под свое крыло. Снята картина в классической манере советских музыкальных фильмов, без спецэффектов, крови и откровенных сцен, с классическим хэппи-эндом и безусловным торжеством добра. Все в фильме пронизано духом давно ушедшей эпохи. Талантливые люди здесь не нуждаются ни в деньгах, ни в славе, они порядочны и добры, и всегда искренне готовы помочь юным дарованиям. Которые, в свою очередь, не поддаются жизненным соблазнам и безгранично благодарны своим учителям.
Стоит отметить, что Людмила Марковна не планировала взваливать на свои плечи режиссерскую работу. «Наш режиссер за неделю до съемок ушел в другой проект, на меня же легла работа с актерами, озвучка, перезапись, монтаж,— рассказала актриса о том, как оказалась в новом для себя амплуа.— Я была теневым режиссером, поэтому моя фамилия вынуждено стоит в титрах. Но в режиссерском кресле я не сидела, и «мотор» не говорила. Во многом мне помогал наш оператор Дмитрий Коробкин». Также актриса отметила, что год съемок был чрезвычайно тяжелым, люди, которые обещали финансовую поддержку, помочь не смогли. «Так, как я прожила этот год, никому не пожелаю. У нас был очень маленький бюджет,— отметила госпожа Гурченко.— Однажды женщина, ко- торая убирает у нас дома, позвонила и сказала: «Людмила Марковна, вас обворовали!». Это я все вынесла из дома, чтобы хоть как-то поспособствовать съемкам».
На самом же деле «Пестрые сумерки» оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, это могла бы быть отличная история, основанная на реальных событиях, если бы она была более приближена к актуальной действительности. И тот факт, что у картины, по сути, не было профессионального режиссера, на самом деле сказался не лучшим образом. То ли в силу недоработки сценариста, то ли в силу пиетета перед своей партнершей по съемкам, но Дмитрий Кубасов в роли слепого музыканта выглядит совершенно не убедительно, его в принципе мало в этой истории, и он постоянно остается в тени своих коллег. Сама же Людмила Марковна изрядно перебарщивает с актерской игрой, и пожалуй, единственный эпизод, который не вызывает ощущения подвоха, это момент, когда она говорит о сложных отношениях со своим сыном (возможно потому, что он — автобиографичен). Как раз за тем, чтобы великая актриса не переступила черту излишней театральности, и мог бы проследить режиссер. Хотя госпожа Гурченко с неменьшим удовольствием, чем раньше, носит шикарные платья, поет и танцует, возраст берет свое. И очень жаль, что в стране не нашлось ни одного режиссера, который смог бы предложить великой актрисе роль, достойную ее.
Однако на этом Людмила Марковна останавливаться не собирается. «Стоп» я никогда не скажу, я умру на сцене или на подходе к ней,— заявила актриса.— Я так часто бывала в состоянии забытом и никому не нужном, что теперь знаю, нужно терпеть и ждать, и всегда быть в форме, и готовой к команде «Мотор».
И хочется верить, что найдутся для актрисы достойные ее таланта кинематографические проекты, а пока смотреть «Пестрые сумерки», наверное, все же не стоит, хотя бы из уважения к той же Людмиле Марковне.