Киевский международный кинофестиваль «Молодость» предлагает посмотреть лучший полнометражный фильм своей конкурсной программы 2010 г. — комедию «Звуки шума». Первый музыкальный фильм про полицейских также получил приз зрительских симпатий «Молодости» и награду жюри юных кинокритиков в Каннах
«Звуки шума», в первую очередь, довольно оригинальная комбинация комедии, детектива и мюзикла, которая, судя по отзывам зрителей, уже посмотревших картину, делит киноманов на два диаметрально противоположных лагеря — кому-то такой микс явно придется по душе, другим же покажется полной ерундой. Однако столь противоположные мнения — прекрасный повод посмотреть фильм лично, особенно, если вы открыты ко всему новому и неординарному, и если в звуках окружающей вас реальности, будь то рев моторов автомобилей, жужжание электрической лампы, стук колес трамвая, шелест листвы и т.п., способны услышать ее величество музыку. «Звуки шума» режиссеров Улы Симонссона и Юханнеса Шерне-Нильссона грамотно развили тему короткометражки «Музыка для одной квартиры» (2001 г.), в которой речь идет о группе барабанщиков, забравшихся в пустую квартиру пожилой пары и устроивших там полноценный концерт на кастрюлях, стульях и прочих элементах домашнего быта. Только на этот раз в концертную площадку шесть музыкантов превратили весь город, а фильм удачно оброс новыми увлекательными деталями и дополнительными сюжетными линиями.
Офицер полиции Амадей Варнебринг ( Бренгт Нильссон) родился в музыкальной семье с многолетними традициями, воспитавшей немало великих музыкантов. Однако на самом Амадее природа отдохнула, не снабдив парня ни слухом, ни каким-нибудь иным музыкальным талантом. Более того, как не трудно догадаться, он ненавидит абсолютно все, что хоть каким-нибудь образом связано с музыкой. Его новое задание — хуже не придумаешь. Группа из шести эксцентричных барабанщиков под предводительством гениальной Санны Перссон (Санна Перссон) начинает полномасштабную атаку на город. Они используют здания, разнообразные механизмы и непрерывный шум улиц в качестве своих музыкальных инструментов. В творческом порыве команда не только дает оригинальные концерты, но и ненароком разрушает общественное имущество. Эта новая форма искусства от музыкальных террористов приводит к хаосу и дезорганизации. У Амадея нет выбора: ему придется вступить в борьбу в мире ритмов и музыки, который он раньше всячески избегал. Кроме того, его теплые чувства к Санне еще больше усложняют выполнение поставленной перед ним задачи.
«Звуки шума» подкупают многим — и своим нетривиальным подходом, и поднятой тематикой, и чувством юмора, и тем, что авторы картины не лишены самоиронии. Во-первых, это очень веселая пародия на кино о полицейских, которым в данном случае приходится проводить сложнейшие операции по обезвреживанию начиненного метрономом автомобиля, припаркованного у дверей посольства, искать информацию о злоумышленниках в филармонии, отслеживать преступников по серийным номерам музыкальных инструментов, и т.д. Однако досталось от создателей и неприкосновенной касте музыкантов как академическим, так и новоиспеченным арт-диверсантам. Последним до чертиков надоела «правильная», «стерильная музыка», унылая жизнь скучного «глухого» города, и они решили взорвать сознание общественности своей гениальной симфонией. Инструментами же им служит буквально все, что есть вокруг них. Свои партии они исполняют на всем, что попадается под руку, будь то страдающий от геморроя телеведущий, помещение банка, линии электропередач и т.д. Если же для грандиозного концерта необходимо разнести бульдозерами городскую площадь или же операционную, то и это можно сделать ради безграничного творчества.
Интересная идейная находка сценаристов касается и отношений главного героя Амадея с музыкой. Искренне ненавидя любые музыкальные звуки, он обнаруживает, что все предметы, на которых играли преступники, за которыми он так самоотверженно гоняется, становятся для него немыми, и мечта жить в абсолютной тишине вполне достижима. Здесь зрителя ждет очередной сюрприз — в финале Амадей приобщается к творчеству и выдает свою мелодию. Однако вопрос толерантности и терпимости, а также личной и творческой свободы все же остается открытым. Какими бы гениальными новаторами не были музыканты, все-таки стоит, наверное, помнить, что даже их свобода заканчивается там, где начинается свобода других членов общества. Да и насколько адекватно приравнять творческие акты, сопряженные с вандализмом и разрушением, к искусству и культуре — вопрос весьма спорный. С другой стороны, нельзя ведь отрицать красоту каких-то явлений, даже не предприняв попытки познакомиться с ними лично. «Звуки шума» — оригинальная веселая картина, которая доставит массу позитивных эмоций тем, чьи уши всегда настроены на творческую волну.