Суммарная выручка по результатам торгов Christie’s «Искусство Старых Мастеров и живопись, рисунки и акварели художников XIX века» превысила 25 млн. фунтов стерлингов ($39 млн.)
Мировые ценовые рекорды были установлены на произведения Геррита Беркхейде, Клода (Желле) Лоррена, Геррита ван Хонтхорста, «Барончелли из Брюгге» и других мастеров. При этом восемь работ продано за суммы, превысившие миллион фунтов стерлингов, а девять за более чем $1 млн. Подтвердив неувядающий интерес среди коллекционеров к старинной живописи, итоги торгов выявили еще одну важную тенденцию: большинство — 64% от числа всех покупателей составили представители европейских стран, 28% — США, а 8% — стран Азии. Крайне важен и красноречив также и тот факт, что ныне в общей сложности с молотка ушли 75% всех лотов, что превысило средний показатель эффективности предыдущих десяти лет, составляющий 69%.
«Эта распродажа продемонстрировала стабильный спрос на произведения классического европейского искусства. Кроме того, что зал был переполнен коллекционерами со всего мира, более 60 человек принимали активное участие в торгах по телефону, причем большой интерес был проявлен в отношении английской и голландской живописи. Примечательно, что 8% лотов были куплены покупателями из стран Азии, что является новым трендом для данного сегмента рынка»,— отметили в совместном заявлении Ричард Найт, международный директор Christie’s и Пол Рейсон, директор лондонского департамента этого аукционного дома «Искусство Старых Мастеров и XIX века». По их мнению, повышенная активность, проявленная со стороны собирателей живописи из Европы (в том числе и России), Азии и США дает основания для оптимизма в предвкушении аналогичных торгов, проведение которых намечено на январь 2011 г. в Нью-Йорке.
Вопреки прогнозам, фаворитом нынешних предновогодних торгов стала картина по сути неизвестного фламандского художника, работавшего в Брюгге в последнее десятилетие XV века и подписывающего свои работы буквально «Портретный мастер Барончелли». Известно, что его творчество вдохновлялось художниками, создававшими свои произведения под именами Петрус Христус и Ханс Мемлинг.
Картина «Пятидесятница», написанная маслом, панель, поражающая не только удивительной чистотой красок и реалистичностью глубокомыслия воображения и, одновременно, фантазии художника, но и великолепием своей сохранности, на протяжении многих лет считалась учеными одним из лучших образцов живописной манеры, распространенной в Голландии в конце XV века. До сегодняшнего дня эта работа была в целом малознакома широкой публике, так как в последний раз выставлялась на публичное обозрение еще в далеком 1902 г., а ее цветные репродукции вообще никогда не появлялись в печати. При очень осторожном эстимейте в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов она ушла с молотка за 4,18 млн. ($6,6 млн.). Специалисты предсказывают работам этого мастера большое будущее на арт-рынке, при условии безусловной идентификации его личности.
Выручка от торгов могла бы достигнуть чуть ли не заоблачных высот, если бы аукционный дом Christie’s сумел продать шедевр из коллекции британского аристократа Дэвида Мэннерса, 11-го герцога Ратленда — картину французского художника Никола Пуссена «Рукоположение», предварительно оцененную в 15-20 млн. фунтов стерлингов. Как раз это полотно, а отнюдь не мистический холст Барончелли должен был стать сенсацией аукциона. Притом что «Рукоположение» обладает крайне интересной историей, что само по себе создает ей ореол исключительности, картина так и не нашла своего покупателя, возможно, покупатели сочли эту цену слишком высокой. «Такую картину непросто продать, ведь Никола Пуссен — это интеллектуальный, далеко не простой художник; не все его понимают, а музеям сейчас довольно трудно отыскать средства на покупку картин такого дорогого, во всех смыслах мастера»,— так прокомментировал ситуацию агентству Bloomberg лондонский арт-дилер Жан-Люк Барони.
В ходе аукционного процесса цена на нее поднялась лишь до уровня в 13,5 млн. фунтов стерлингов, поэтому руководство Christie’s, по согласованию с владельцем картины, 11-м герцогом Ратлендом (кстати, скрепя сердце решившим продать свое сокровище ради сбора средств на ремонт семейного замка Бельвуар), сняли ее с торгов. «Подобный результат, безусловно, является для нас своего рода разочарованием, принимая во внимание тот факт, что решение о выставлении на продажу этого полотна было для нас довольно непростым»,— заявил представитель Совета попечителей замка Бельвуар.
Несмотря на провал Пуссена, успех торгов Christie’s «поддержал» ряд других, пусть и не громких, но чрезвычайно сильных художников далекого прошлого. Так, новые ценовые рекорды были установлены на работы Геррита Адрианса Беркхейде «Вид на Харлем с северо-запада, а также на ворота Святого Креста и собор Святого Баво» (продана за $4,127 млн.), Клода (Желле) Лоррена «Пейзаж с пастухами, пляшущими на фоне стада» ($3,244 млн.) и Геррита ван Хонтхорста «Поклонение волхвов» ($1,742 млн.), Витторе Карпаччо «Пьета с ангелами» (более $531 тыс.), Поля Делароша «Наполеон в Фонтенбло, 31 марта 1814 года» ($456 тыс.).