В Музее русского искусства представили самую крупную выставку Вильгельма Котарбинского
Киевский музей русского искусства отметил приобретение статуса национального выставкой произведений из творческого наследия художника Вильгельма Котарбинского, посвященной 160-летию со дня рождения совершенно неоднозначного мастера, которому с равным успехом в разное время приклеивали ярлыки символиста, модерниста, мистика и даже порой сатаниста.
Экспозиция работ Котарбинского развернута в музее до 3 ноября. Прохаживаясь по залам, неизбежно приходишь к пониманию, что, невзирая на штампы, живописец всегда оставался верен себе, своей исключительной ауре, позволившей ему в равной степени умело создавать и мифологические картины давно ушедшего мира, и портреты, освященные невероятно высокой духовностью.
Еще одной особенностью Котарбинского является его «транснациональность». Художника, родившегося под Варшавой и нашедшего вечное упокоение на Байковом кладбище в Киеве, считают своим и поляки, и русские, и украинцы. Но внимательно рассматривая произведения Котарбинского, умело, с точными акцентами расположенные в его нынешней юбилейной экспозиции, понимаешь, что национальные отождествления слишком узки для понимания его личности.
В целом очень гармоничную выставку условно можно разделить на три примерно равные части. Первую, возможно, самую сильную, составили картины из собрания Русского музея. Они поражают живописностью, силой реализации образного мышления и одновременно своей сакральной силой. Перед мощным полотном «В Ожидании Чаши» вообще можно стать на колени, настолько совершенен как сам шедевр, так и крайне удачно отведенное ему место на выставке. Второй раздел составлен из работ, ставших гордостью частных коллекций, которые по силе явно соперничают с музейными. Заметно, что их обладатели преуспели в приобретении лучших вещей Котарбинского именно на киевских аукционных распродажах. Так нечто, очень похожее на лот №42 второго «Коннерса», ныне украшает залы Русского и когда-то, вроде бы, «Роса», а сейчас холст «Девушка с мальвами» тоже занял в музее почетное пространство.
Третье, отнюдь не последнее место, поделили между собой Сумской областной художественный музей (сепии), Музей истории Киева и частный «Духовні скарби України», предоставившие на выставку тонкую харизматическую графику Котарбинского. Рассматривая эти тонкие вещи, уж точно не воспримешь художника в качестве салонного живописца, а ведь и такой ярлык некогда пытались намертво приклеить к Вильгельму Котарбинскому.
Тем не менее правдой остается тот факт, что его своеобразный стиль в духе модного салонного направления в свое время пользовался огромной и, не постесняюсь этого определения, коммерческой популярностью. Автор ряда крупных станковых полотен, таких как «Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и других, написанных преимущественно на исторические и религиозные темы, весьма плодовитый художник (на одной из российских академических выставок в 1898 г. он представил более ста своих картин и этюдов) Котарбинский никогда не отказывался от заманчивых заказов на оформление интерьеров в особняках магнатов, став своеобразным предтечей современных дорогих дизайнеров.
Отдельное место занимает участие Котарбинского в росписи Владимирского собора в Киеве, где он создал ряд композиций, среди них знаковое «Преображение Господне» и написанные совместно с Павлом Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Распятие», «Суд Пилата». Ради этого задания, может быть, самого важного в его жизни, в 1887 году художник по приглашению коллеги по цеху Сведомского переезжает из Италии в Россию, в Киев. В Императорской Академии художеств существовало звание академика «За известность на художественном поприще», которого в 1905 г. и был удостоен Вильгельм Котарбинский.