Международный проект Аут-2010 завершился презентацией давно обещанной работы киевской стрит-арт группы Interesni Kazki. Люди в футлярах-скафандрах парят в красном человеке-макрокосме
Стрит-арт нынче в моде. И прошедший Арт-Киев (см. текст ниже), и фестиваль мурализма в галерее «Лавра» тому подтверждение. Здание по улице Туровской, 1 было утверждено в качестве возможной площадки для творчества Waone Манжоса и AEC Бордусова еще в начале весны. Но объективные обстоятельства — согласование в кабинетах чиновников и поиск спонсоров — позволили осуществить замысел только в ноябре.
«На создание самой работы (см. фото) необходима не такая уж большая сумма денег — около $2 тыс. В эту сумму входит стоимость краски и аренды оборудования,— рассказала «i» координатор проекта «Аут-2010» Мария Хрущак.— Мы искали спонсоров, но сразу предупреждали: на работе не будет никаких логотипов и здравниц дарителям, никакой рекламы. Ведь главное в проекте — идеология, обратить внимание на проблему аутизма, людей в искусстве и искусство в людях. И мы рады, что понимающие люди нашлись».
Все совпало. Ребята только-только вернулись из-за границы, и хотели успеть закончить задуманное до заморозков. Успели. Четыре дня работы — и здание «Киевэнерго» теперь весьма приметно, и может стать точкой любого пешеходного, а то и туристического маршрута по Подолу.
«Нам хотелось, чтобы работа была доступна и заметна,— пояснила «i» Оксана Грищенко, соучредитель «Клиники Дорошенко-Грищенко».-— Не где-то в закрытом дворике или проходе между домами. И здесь, на Подоле, место весьма удачное. Работа видна издалека — и прохожему, и водителю. Получилась даже некая дискуссия между темой человека-аутиста, замкнувшегося от мира в себе и открытости пространства Подола».
Выбор места был непростой задачей. «У нас есть база стен, на которых нам было бы интересно рисовать. Мы предложили ее организаторам «Аута-2010», они и выбирали,— пояснил господин Манжос.— Это здание «Киевэнерго», у нас есть с ними договоренность-разрешение рисовать на всех их объектах. Но этого недостаточно. Надо согласовывать в Главкиевархитектуре и еще нескольких инстанциях, эта процедура занимает не один месяц».
Для сравнения, в Европе отношения к стрит-арту несколько иное. «К примеру, в испанском городе Севилья, где мы были в октябре на фестивале мурализма, «под раскраску» 35 художникам был выделен городскими властями целый спальный район, застроенный зданиями вроде наших панельных хрущевок. Мы разрисовали два фасада»,— рассказывает Владимир Манжос.
Как подружились с «Киевэнерго»? «В мае мы сделали работу на ТЕЦ-5, это район Южного моста, когда едете, не заметить невозможно. Правда, тогда нам работу никто не заказывал, мы делали за свой счет»,— говорит господин Манжос.
Реакция прохожих была положительной. К автору этих строк подошел человек с пластиковой сумкой и признался, что работа ребят ему очень нравится: «Я здесь убираю, я — дворник. Очень здорово, теперь стена такая яркая…». «Это фигуратив, а поэтому не вызывает резкого отторжения,— пояснил искусствовед Олег Сидор-Гибелинда.— Работа цепляет и заставляет если не задуматься, то хотя бы рассмотреть ее». Что ж, городские власти, скорее всего, тоже обречены полюбить стритарт. Ведь в ситуации уплотнения застройки за счет зеленых зон мурализм — едва ли не единственный доступный способ справиться с однообразием бетонных джунглей.
Что такое стрит-арт
Стрит-арт (англ. street art — уличное искусство) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Наиболее известной частью стритарта является граффити (иначе спрей-арт), к этому движению относят также плакаты (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т.п. К уличному искусству относят также мурализм — по сути, монументальную живопись, но выполненную по технологии граффити. Как массовое явление часть современного искусства, граффити рассматривают с конца 60-х годов прошлого века, когда в США началась настоящая эпидемия. В 80-е стритарт дорос до внимания критиков и арт-галерей. В 1981 г. райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. Первые райтеры ныне весьма успешно выставляются во многих галереях Европы и США. Но ни один музей мира пока не собирает такие работы.