В столичной галерее «Цех» до 18 октября проходит выставка Александра Лидаговского «Ареал»
Все лето скульптор Александр Лидаговский проводил эксперимент над киевской публикой. Он «расселял» своих птичек. Его работы — синицы, воробьи, вороны, сороки и голуби — занимали места на постаментах рядом с памятниками, на рекламных щитах, на окнах и номерах домов.
Сам автор не может точно сказать, сколько птичек подарил городу. «Воруют»,— кратко резюмировал он. А значит, все-таки замечают люди подмену. С другой стороны, один из воробьев Лидаговского даже в новости просочился. «Я подсадил птичку на памятник первому президенту Украины Грушевскому накануне Дня независимости. Так сказать, подарок сделал. А в праздник пошел проверить, на месте ли он. Попал как раз на тот момент, когда к памятнику возлагались венки от руководства страны. Меня, конечно, охрана не пустила. Зато в теленовостях четко было видно: воробушек — мой»,— говорит скульптор.
Откуда такое внимание к птицам? «Городские птицы так же незаметны и привычны, как современное искусство. Ведь несмотря на отчаянное стремление современного искусства быть на виду, быть актуальным, шокировать, эпатировать и провоцировать, социум его не замечает. Оно, как и городские птицы, постоянно пролетает мимо, находится где-то на периферии сознания. В отчаянной борьбе с маркетинговыми стратегиями искусство давно превратилось в рекламу самого себя, а порой даже в рекламу рекламы. В моем проекте птицы — не только метафора незаметного для социума искусства, но и представляет само явление, искусство-невидимку»,— пояснил автор свой замысел.
В галерейном варианте искусственные птицы клюют настоящий виноград. Это инверсия древней притчи о художнике, так правдиво изобразившем виноград, что птицы слетелись клевать его. Что есть настоящее в нашем мире, где реклама порой важнее товара, ароматизатор привычнее естественного запаха, а социальные сети сильнее родственных?