В галерее М17 проходит выставка одессита Игоря Гусева «Симулятор снежности». Ознакомиться со снежными фантазиями Игоря Гусева можно до 29 февраля
Работы с зимним настроением заняли все немалое помещение галереи. «Открыть выставку планировалось поначалу к Крещению, поэтому мне и захотелось сделать ее тематически именно зимней»,— сказал Игорь. Большинство работ создано в прошлом и этом году.
Первый зал — весьма неожиданный. На листах алюминия, стилизованных с помощью бамбуковых палок под свитки,— черно-белые рисунки фломастером и акрилом. Проект называется «12 минут внимания, украденных у человечества».
«Это мои размышления по поводу переизбытка информации в современном мире. Каково ныне место художника в информационном поле? Каждая новая его работа оттягивает внимание людей, и каждый художник должен осознавать и нести ответственность за это»,— пояснил «i» Игорь Гусев.
Под лестницей урчит бетономешалка, оклеенная зеркалами. Проект «Я работаю, даже когда отдыхаю». Внутри чрева бетономешалки — скомканные эскизы. «Принимаю любые предложения, как улучшить работу бетономешалки. После выставки все варианты будут опубликованы, а лучший — воплощен в жизнь»,— обещает Игорь. На темной стене еще одна инсталляция — светящиеся закольцованные трубки, внутри — настоящий бублик с кунжутом. «Бублик-парадигма».
«Мне нравится почти все, что делает Игорь. Почему? Не могу точно определить, чем-то цепляет, кажется, что он каким-то образом улавливает что-то личное. Вот свитки — раньше, думая о таком формате, я сразу бы вспомнил Китай или Японию, теперь, уверен, прежде всего, ассоциации будут с Гусевым»,— улыбаясь, прокомментировал арт-дилер Игорь Абрамович, весьма успешно представляющий интересы художника в мире.
Во втором зале — характерная для Гусева живопись, где название резонирует с ироничным сюжетом, заставляя смотреть картины «по второму кругу». Мирный зимний пейзаж с плавно опускающимся снежком невинно сообщает: «Оговорка по Фрейду», и снежинки складываются в знак доллара. Сияющая огнями новогодняя елка одиноко стоит на вершине айсберга. К ней устремляется такой же одинокий вертолет. Это «Уикенд президента», работа создана осенью 2011. «Дизайн «йолки» не угадал, но настроение передано отлично»,— переговаривались посетители.
Пингвины торжественно выстроились у вырубленного во льду креста — «Ортодоксы». «Их шестеро, мама очень просила нарисовать еще одного, для нечета, но он никак не помещался, ни в проруби, ни рядом,— пояснял Игорь.— Но маму надо слушать, я дорисовал яйцо. Так что на картине семеро персонажей».
По центру зала перевернут обеденный (посленовогодний?) стол, каждая ножка которого украшена горящей свечой. На обратной стороне столешницы — эссе Игоря, в котором он пытается объяснить свое желание поиграть со снежными стереотипами: «Мириады пушистых шестигранников за считаные мгновения преображают не только депрессивный ландшафт, но и сознание человека, наблюдающего за этим. С легкостью подменяя осеннее разложение на ослепительную помпезность зимней сказки, они уютно устраиваются на ваших ресницах и сообщают, что все, что раньше было сизым, черным или серо-буро-малиновым, вдруг стало белым…».
«Очень нежно, даже слегка инфантильно»,— комментировала одна дама. Впрочем, именно эта подчеркнутая инфантильность, похоже, и подкупает. Пастельная гамма, словно на новогодних открытках, апеллирует к ожиданию всенепременного чуда, которое и есть главной составляющей зимних праздников.
«Работы Игоря Гусева — ярчайший пример того, что соц-арт мы рано посчитали списанным,— сказал «i» искусствовед Олег Сидор-Гибелинда.— Он «прорастает» неожиданно, парадоксально, в каких-то деталях, эстетике. Но — цепляет, задевает какие-то воспоминания, ожидания, мечты. Похоже, соц-арт слишком близок нашему менталитету, поэтому пока остается с нами, лишь трансформируясь с учетом новых обстоятельств».