Досуг

Секонд-хэнд украинского шоу-бизнеса

Отечественная индустрия развлечений все чаще платит за перепевки заграничных хитов

Кавер-версии известных импортных песен с пользой для себя в Украине поют все — от топ-артистов до уличных музыкантов. У этого обычного, казалось бы, явления существует очень много тонких нюансов — творческих, финансовых, правовых. Об этом «i» рассказали продюсеры, исполнители и торговцы авторским правом.
Когда наш артист начинает петь что-то заморское, то ему, как правило, ставят двойной диагноз. Первый: у самого сочинить что-то новое мозгов не хватает. Второй: украл чужое. Порой это и правда так, но далеко не всегда.

Чужой шлягер не гарантирует успеха

«Ребята занимались в танцзале под песню Long Lonesome Road группы Shocking Blue. Песня отличная, парни выглядели круто, напевая ее. Так и появилась идея кавера этой песни»,— рассказывает «i» продюсер группы Quest Pistols Юрий Бардаш историю появления песни «Я хочу любви». Для реализации идеи менеджмент команды вышел на западных правообладателей песни, оговорил все нюансы сделки, утвердил русскоязычный текст с аранжировкой и подписал договор. О том, сколько это стоило, Юрий Бардаш говорит: «Уже не помню».

Действительно, нередко стремление спеть чужую песню не является результатом тщательно продуманного бизнес-плана. «Однажды наши духовики во время репетиции начали наигрывать проигрыш из «Белых роз», и мы как-то сразу все включились. Для нас это знаковая песня из детства. Захотелось спеть ее на украинском»,— вспоминает солист группы ТIK Виктор Бронюк. Спустя какое-то время, после оформления покупки прав на кавер-версию, в репертуаре винницких весельчаков появился суперхит «Ласкового мая».

Иногда артистом, берущимся за чужую песню, движет обыкновенная мечта и творческие амбиции, а не жажда прибыли. Кроме того, в Украине из исполнителей большой сцены мало кто получал когда-либо особенные дивиденды. Много ли популярности добавило Ани Лорак то, что она спела It’s My Life (Bon Jovi) и Simply the Best Тины Тернер? Разве не оригинальный вокал и пластика помогли Джамале выиграть «Новую волну», а вовсе не то, что она пела хит группы Propellerheads? «Даже самый популярный шлягер не гарантирует успеха. Важно работать над оригинальностью подачи — без этого любой хит будет лишь песенкой кабацкого уровня»,— считает продюсер и певец Алексей «Потап» Потапенко.

«В нашей стране вряд ли исполнение западного кавера можно считать экономически выгодным решением. У нас быть популярным артистом, исполняя песни на английском языке, практически невозможно»,— заявляет Эдуард Клим, гендиректор компании Lavina Music. Можно, конечно, петь на русском, но это будет дороже. Тут уже встает вопрос цены.

Кстати, не только наши артисты покупают заграничные песни, но и наоборот: за границей интересуются нашими. По словам Эдуарда Клима, не так давно одна австралийская певица купила права на исполнение песни Гайтаны «Шаленiй». Но это редкий случай украинского поп-музыкального экспорта.

The Beatles, The Queen и AC/DC — не продаются

Фиксированных ставок на приобретение прав исполнить чужую песню не существует. Более того, нет «замороженной» цены даже на конкретные хиты. На цену вопроса влияют десятки факторов. Прежде всего это цели, ради которых покупаются права: записать песню и выпустить ее на диске, или исполнять ее на концертах, или спеть ее на разовой телесъемке. Потом оговариваются технические моменты: будет ли меняться или переводиться текст, варьироваться аранжировка и т.д. Любое отступление от оригинальной версии повышает стоимость прав.

«Самый главный фактор — статус артиста, который торгует правами. Чем он выше, тем выше цена. Поэтому порядок цен объявить сложно, можно лишь очертить средний уровень — от 4 тыс. грн. до 15 тыс. грн. за разрешение на создание кавера»,— объясняет замдиректора ООО «Комп Мюзик Паблишинг» Кирилл Цуканов. Со своей стороны, Эдуард Клим обрисовывает несколько иную вилку цен — EUR1,5-5 тыс. «Переговорный процесс часто усложняется, если права находятся в частных руках, как, например, песни группы «Кино». В таком случае цена может подниматься и до десятков тысяч евро за песню»,— добавляет руководитель Lavina Music.

Порой на формирование цены влияют и эксклюзивные факторы. По словам Виктора Бронюка, «отцу» «Ласкового мая» Андрею Разину понравилась версия «Белых роз» от группы ТIК, и потому цена значительно упала. «Гораздо сложнее было с нашим исполнением «Женского счастья» Татьяны Овсиенко. Там два автора — поэт очень любит вслушиваться в материал, а композитор очень любит деньги. В итоге эта песня нам обошлась гораздо дороже»,— рассказывает господин Бронюк.

Таким образом, в зависимости от многих факторов цена может расти до бесконечности. Но покупать дорогостоящие хиты Леди Гага и Мадонны за десятки тысяч долларов, какими бы они ни были аппетитными, не видят смысла большинство из опрошенных «i» экспертов. «Мне гораздо приятнее самому написать песню и спродюсировать запись»,— утверждает продюсер проекта Lama Виталий Телезин.

Кстати, как ни удивительно, далеко не все из каталога топовых заграничных групп продается. Есть песни, на которые правообладателями наложено табу на исполнение их кем-либо. «Если вы захотите очистить права на хиты The Beatles, The Queen или AC/DC, то узнаете, что большинство из них находятся под запретом»,— говорит Эдуард Клим.

Бесплатный сыр не только в мышеловках

Случается нередко и так, что права на кавер известной песни наши исполнители получают совершенно бесплатно. Как правило, это касается концептуальных проектов, в которые они попадают по приглашению. Таким образом получила права на хит Sweet Dreams (группы Eurythmics) певица Lama — за нее все оплатили организаторы проекта «Дискотека 80-х». Не приходится платить и артистам, которые участвуют в так называемых трибьютах — масштабных акциях по перепевке шлягеров каких-нибудь популярных групп. Недавно в такой солянке в честь группы «Машина времени» засветился наш «Бумбокс», исполнив песню «Звезды не ездят в метро». В конце июня эта запись вышла на новой пластинке украинской команды.

Особый случай имел место в Украине три года назад: в рамках одной из социальных акций киевская группа «Армада» записала свою версию Another Brick In the Wall (Part 2) — песни из репертуара Pink Floyd. По словам устроителей акции, экс-солист британской группы и правообладатель этой песни Роджер Уотерс лично дал согласие на бесплатное использование его хита.

Еще один способ публично и с перспективой карьерного роста исполнить мировой хит — попасть в число участников телешоу, где предусмотрены музыкальные номера. Последние три года такие проекты в Украине неустанно плодятся: «Фабрика звезд», «Україна має талант», «Суперзірка», «Х-фактор» (стартует 4 сентября). Легализовать право на исполнение песни конкурсантом в данном случае — головная боль телеканалов. «Мы бы хотели, чтобы права на песни очищали сами исполнители, но понимаем, что у нас в стране это вряд ли возможно, поэтому все делаем сами»,— поясняет Марина Корниенко, руководитель группы юридической поддержки департамента собственного производства СТБ. Кстати, в старожиле этого сегмента телебаталий — «Караоке на Майдане» — тоже все чисто с правами. «Затраты на очистку прав на песни, звучащие в нашей программе, входят в ее стоимость»,— поясняет «i» продюсер и ведущий Игорь Кондратюк.

По словам опрошенных «i» представителей телеканалов, на покупку музыкальных прав уходит от 1% до 10% бюджета такой программы. Правда, сюда входят затраты и на так называемую оформительскую музыку, которая звучит в заставках, в виде инструментальной фонограммы и пр. По словам Марины Корниенко, отечественные телеканалы только в последнее время стали щепетильными в вопросах соблюдения авторских прав на песни, но активно движутся в этом направлении. «Мы на музыке не экономим. У нашего канала, к примеру, есть договоры с большинством крупных музыкальных издателей, которые позволяют оперативно обсуждать с ними вопросы использования отдельных песен»,— говорит госпожа Корниенко.

Однако, получая даром возможность спеть заграничный хит, конкурсант не получает больше ничего. «Как правило, авторские права на зарубежные хиты канал приобретает для использования лишь в рамках телепродукта, то есть дальнейшее самостоятельное использование хита исполнителем не предусматривается»,— разъясняет ситуацию Оксана Панасивская, главный продюсер «Нового канала». Хочешь петь эту же песню и дальше — оформляй сам договор и плати.

Пойман, но не вор

Разумеется, не все в нашей стране достаточно морально закалены, чтобы прилежно оплачивать чужие авторские права. Если такой артист попадает в поле зрения контролирующих органов, его ожидает расплата за недобросовестность. «В основном это административные наказания, то есть штраф, возмещение морального ущерба и т.п. Хотя в случае, допустим, производства контрафактной продукции с нарушением авторских прав при превышении определенного объема материального ущерба могут завести и уголовное дело»,— говорит Кирилл Цуканов.

В Украине действуют несколько организаций, которые уполномочены контролировать соблюдение авторских прав музыкантов. По-настоящему эффективно и с размахом трудится на этой ниве только Украинское агентство авторских и смежных прав (УААСП). Имея договоры со множеством правообладателей во всем мире, УААСП представляет интересы авторов 95% мировой музыкальной продукции. «Однако в случае, когда авторы отечественные, они заинтересованы в распространении своих песен, и даже в случае нелегального их исполнения кем-то вопрос часто решается полюбовно. Что же касается заграничных авторов, то у них до нашей страны просто руки не доходят»,— поясняет руководитель юридического управления УААСП Юлия Кучеренко.

В Украине есть несколько известных артистов, которых публика регулярно обвиняет в воровстве. Одним из главных объектов такой критики является дуэт «Потап и Настя»: интернет пестрит красноречивыми сопоставлениями их опусов с песнями заграничных исполнителей. Алексей «Потап» Потапенко пояснил «i», откуда это сходство: «В первом альбоме у нас использованы слова, фразы и сэмплы из восьми чужих композиций. Права на них куплены — потраченная на это сумма составила около 10% от общей выручки альбома».

panasov
Share
Published by
panasov