Итоги недавней аукционной «русской недели» дали основания заявить о новых характерных тенденциях, проявившихся в этом сегменте международного арт-рынка. Главной из них можно назвать увеличение числа топовых продаж при существенном сужении предложения
Накануне приближения аукционной недели русских торгов динамика индексов ARTIMXba, рассчитываемых русским порталом ARTinvestment.RU для коллекционеров и инвесторов в русское искусство, не радовала своей активностью. Специалисты предположили, что в ближайшие полгода цены в русском сегменте аукционного рынка снова пойдут вниз, как это было в кризис. Они подметили такую закономерность: если мы видим, что цены на аукционах растут, устанавливаются новые рекорды, но при этом количество сделок падает, то это является тревожным симптомом — примерно через полгода следует ожидать соответственного обвала рынка. И наоборот: торги могут проходить без каких-либо рекордов, но если покупатели стали активнее, то примерно через полгода можно ждать нового ценового бума.
На сегодня эти прогнозы в определенной степени подтвердились, но только в части роста числа рекордов. На последних русских торгах аукционного дома Christie’s суммарная выручка превысила 13,6 млн. фунтов стерлингов. Соответственно с этим результатом, доля Christie’s на международном рынке русского искусства составила по сравнению с основным конкурентом 51%. В то же время на фоне аналогичных торгов других аукционных домов Christie’s выставил на продажу меньшее количество работ, хотя их суммарная стоимость оказалась существенно выше, чем у остальных. Средняя стоимость каждого из 240 лотов, предоставленных на торги, составила 56,8 тыс. фунтов стерлингов.
На русской распродаже Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougalls коллекционеры устраивали настоящие сражения, ведя борьбу за знаковые полотна. Вот и получилось, что на Christie’s менее чем за один час были установлены сразу три ценовых рекорда на работы таких грандов, как Виктор Васнецов ( «Богатырь» — 1,1 млн. фунтов стерлингов), Иван Похитонов («На пляже» — 409,2 тыс. фунтов) и Мария Якунчикова ( «Из окна старого дома, Введенское» — 690,8 тыс. фунтов), причем топ-лотом стало выдающееся полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян», проданное за 1,7 млн. фунтов стерлингов.
На русских торгах аукционного дома Bonhams две редкие картины Василия Поленова «Кто из вас без греха?» и «Повинен смерти» также были проданы со значительным превышением эстимейтов и с новыми рекордами. Эти шедевры золотого века русской живописи впервые появились на открытых торгах и вызвали огромный интерес покупателей. Полотно «Кто из вас без греха?» досталось новому покупателю за 4,07 млн. фунтов при эстимейте 1,2-1,8 млн. фунтов, а работа «Повинен смерти» ушла за 2,8 млн. фунтов (эстимейт 600-800 тыс. фунтов).
Обе работы относятся к серии картин «Из жизни Христа», состоящей из шестидесяти полотен. Поленов трудился над серией в течение двадцати лет, и полностью она была представлена лишь однажды — в 1909 г. в России. Затем художнику предложили выставить серию «Из жизни Христа» в Америке, была запланирована ее отправка в Новый Свет на злополучном «Титанике». Правда, из-за таможенных проволочек шедеврам Поленова удалось избежать катастрофы, однако это не оградило евангельскую серию от рассеяния по многочисленным музеям русского искусства.
Второе произведение, «Повинен смерти», отсылает нас к эпизоду Евангелия от Матфея. На картине Христос изображен перед судом синедриона (высшего судебного органа древнего Израиля) после того, как он был схвачен в Гефсиманском саду. Одинокая фигура размышляющего Христа контрастирует с изображениями враждебно настроенных судей, в руках которых находится его судьба.
«Это, безусловно, самые важные работы Поленова из когда-либо появлявшихся на аукционе. Они вызвали огромный интерес как частных коллекционеров, так и организаций во время их предаукционного показа в Третьяковской галерее в Москве и в офисе Bonhams в Нью-Йорке»,— заявила Елена Хэбрик, глава отдела русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства Bonhams.
Вдвое дороже предварительной оценки скуплена коллекция рисунков и эскизов Александра Бенуа, за которую Sotheby’s получил 2 млн. фунтов стерлингов.
На этом бравурном фоне эксперты продолжают уверять, что время для инвестиций в русское искусство уже прошло. Так, директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат считает, что рынок русского искусства перегрет, и инвестировать в него на пике цен нецелесообразно. «Цены на русское искусство сейчас находятся на пике, несмотря на кризис 2008 г., завышены, и для арт-инвесторов нет смысла заходить на рынок на таком высоком уровне»,— прокомментировал ситуацию господин Игнат. На его взгляд, с финансовой точки зрения выгоднее сегодня вкладывать деньги в живопись старых мастеров Европы, так как кризис значительно снизил цены на качественные произведения художников второго ряда.