Досуг

«Русский мужчина» поспорит с «Обнаженной»

Christie’s выставил на торги картину Алексея Харламова, которая долго считалась утерянной

Аукционный дом Christie’s объявил о проведении 8 июня в Лондоне обширных русских торгов, на которые выставляется множество уникальных шедевров, в числе которых живопись, крупная коллекция произведений Фаберже и выдающаяся работа придворного медальера Михаила Зичи.

Раздел живописи возглавляет полотно Михаила Клодта «Скотный двор на берегу реки» с эстимейтом 700-900 тыс. фунтов стерлингов, написанное им в 1858 г. Картина является редким шедевром, принадлежащим кисти одного из величайших русских пейзажистов. В свое время, выбрав этот холст в качестве дипломной работы при окончании Академии художеств Санкт-Петербурга, Клодт попал в десятку, получив большую золотую медаль и право на трехлетнее государственное обеспечение проживания и обучения за границей.

Интерес вызывает и сочное полотно Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная» (эстимейт 400-600 тыс. фунтов стерлингов), выполненное ею в 1930 г. Этот холст можно смело назвать эталонным по передаче чувственности среди наиболее знаменитых ню.

Далеко не секрет, что художница приобрела широкую известность именно благодаря своему мастерству в изображении обнаженных женщин. Композиционное решение «Лежащей обнаженной» также заслуживает особого внимания. Зритель как бы находится у ног модели (которой, по некоторым предположениям, была подруга Серебряковой Мария Евреинова), а в ее лице отражена спокойная уверенность в своей женской привлекательности и в то же время кокетливая игривость. В этой работе четко прослеживается влияние мастеров итальянского Возрождения, для которых первостепенную важность играла красота форм, в то время как тщательно прорисованные складки тканей напоминают о классической скульптуре.

В число других топ-лотов секции живописи вошла и картина Бориса Григорьева «Русский мужчина», написанная в 1920 г. во время пребывания художника в Берлине ( эстимейт 400-600 тыс. фунтов стерлингов). Полотно является частью широко известной серии художника под названием «Лики России». Работы из этой серии представлены в музейных собраниях по всему миру: от Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина до Художественного музея Филадельфии и Пражской национальной галереи.

Аристократический провенанс отличает полотно Алексея Харламова «Портрет детей Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато» (эстимейт 80-120 тыс. фунтов). Долгое время картина считалась утерянной, а ее находка стала выдающимся событием.

Еще одной жемчужиной предстоящих русских торгов станет картина Николая Калмакова «Афродита с Эросом и Антеросом» (эстимейт 200-300 тыс. фунтов). На этом холсте Афродита изображена в окружении двух своих сыновей — Эроса и Антероса. Калмаков изображает Афродиту-Уранию, рожденную из морской пены после того, как Кронос оскопил Урана. Невозмутимое выражение лица богини на картине Калмакова напоминает моделей Альфонса Мухи. Устрашающе закручивающиеся щупальца, возможно, являются отсылкой к особенностям происхождения Афродиты, что, в свою очередь, является превосходным примером того, как Калмаков в свойственной ему мрачной манере интерпретирует греческую мифологию.

В разделе декоративно-прикладного искусства особого внимания заслуживает обширная подборка работ Фаберже, состоящая из более шестидесяти лотов, причем 45 работ обладают провенансом частного собрания европейской королевской фамилии. В собрании редкая настольная лампа из бовенита и серебра в форме дракона (эстимейт 80-120 тыс. фунтов), выполненная в мастерской Юлиуса Раппопорта. Необычная форма лампы говорит о влиянии японского искусства: декоративно-прикладные произведения эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) сыграли свою особую роль в формировании стиля Фаберже. Дизайн этой лампы является абсолютной копией бронзовых скульптур в форме дракона, созданных в эпоху Мэйдзи. Среди других топ-лотов следует отметить настольные часы в форме сердца мастерской Михаила Перхина и табакерку, украшенную эмалью «гильоше» и золотой монетой с изображением Екатерины II, предварительно оцененные в 80-120 тыс. фунтов.

При всем великолепии других аукционных предметов июньских торгов одному лоту руководство Christie’s уделило особое внимание, с гордостью заявив, что на продажу будет выставлена масштабная изысканная работа Михаила Зичи, которую он создал ко дню серебряного юбилея свадьбы императора Александра II и Марии Александровны в 1866 г. (эстимейт 400-600 тыс. фунтов). Редкость лота в том, что на сегодняшний день существует немного произведений Михаила Зичи, выполненных композиционно в форме своеобразного калейдоскопа, тем более таких внушительных размеров. Композиция состоит из 24 медальонов, на которых изображены сцены из 25-летней совместной жизни императорской четы. В нижней и верхней частях работы расположены ангелы с гербами Российской империи и немецкого княжества Гессен-Дармштадт. Сцепленные гербы над медальоном с изображением свадебной церемонии символизируют союз между Россией и Германией, скрепленный браком Александра II (1818 — 1881 гг.) с Марией Александровной, в девичестве принцессой Марией Гессен-Дармштадтской (1824 — 1880 гг.). Отмене крепостного права, благодаря которой Александр был удостоен эпитета «Освободитель», посвящен медальон в основании композиции.

minakov
Share
Published by
minakov