Досуг

Реальность и мифы Никиты Михалкова

21 и 22 февраля в Международном центре культуры и искусств «Октябрьский дворец» состоится творческий вечер Никиты Михалкова «Бенефис Никиты Михалкова. Разговоры о культуре: мифы, легенды, реальность». На этот раз Никита Сергеевич хочет побеседовать с украинскими поклонниками о культуре

Никита Михалков — личность, бесспорно, значимая, но весьма неоднозначная. С каждым годом ряды его поклонников терпят невосполнимые потери, и дело тут не столько в творческих свершениях (последняя картина «Утомленные солнцем. Предстояние» была безжалостно раскритикована и провалилась в прокате, собрав немногим более $7,4 млн. при бюджете в $33 млн.), сколько в общественно-политической позиции знаменитого режиссера.

Вокруг его деятельности разгорается скандал за скандалом, однако, имея за плечами мощную поддержку в лице самого Владимира Путина (и это взаимно), Никита Сергеевич особо не расстраивается. Так, например, Никита Михалков уже с 1998 г. занимает должность председателя союза кинематографистов России, и подвинуть его с этого места не представляется возможным. За непрозрачность управления финансами его попытались снять. Сам же режиссер недвусмысленно выразился на этот счет, обозвав участников съезда, рискнувших его переизбрать, ослами и лилипутами, и красноречиво отметил: «Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший». Результат не заставил себя долго ждать.

Его авторству также принадлежит инициатива ввести компенсационные сборы с производства и импорта носителей и записывающих аудио-, видеоустройств для финансирования фондов поддержки культуры. В 2010 г. Росохранкультура передала право Российскому союзу правообладателей (РСП) во главе с Никитой Михалковым взимать в пользу правообладателей по 1% от всех проданных носителей аудиовизуальной информации, что вызвало, в свою очередь, бурю негодования.

Не могут граждане России простить режиссеру и его поездки на авто с мигалкам. В одном из интервью Никита Сергеевич без тени смущения подтвердил: «Мигалка принадлежит министерству обороны, благодаря ей я успевал на съёмки фильма УС-2,— а после добавил, — так было всегда и так будет всегда!». Не испытывает господин Михалков угрызений совести и по поводу сноса исторических зданий в Малом Козихинском переулке. Несмотря на все протесты против строительства, возведение гостиницы Михалкова продолжается, а актрисе Татьяне Догилевой, активно выступавшей против стройки, он якобы пригрозил исключением из Союза кинематографистов «за неуплату членских взносов».

Суровой критике подвергся и его политический меморандум, опубликованный прошлой осенью. В этом 63-страничном трактате известный режиссер выразил свою точку зрения на политическую ситуацию в стране. Заявив, что режим в нынешней России слишком либерален. «Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора — делать дело!… Укреплять вертикаль государственной власти… », «… необходимо умение достойно подчиняться авторитетной силе» и т.п. Не забыл Никита Сергеевич очертить место родного государства и на политической карте мира. «Нам свойственно особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных — евразийских — координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами,— отмечает режиссер.— Надо наконец понять и раз и навсегда усвоить, что Россия — континентальная Империя, а не национальное государство». К этому стоит добавить уверенность господина Михалкова в том, что через 20 лет Россия и Украина будут одной страной, и картина получается вполне целостной.

Однако, несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что Никита Михалков — создатель таких великолепных фильмов, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Родня», «Очи чёрные», «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльник», «12» и «Утомленные солнцем» и др. Обладатель множества престижных кинонаград, харизмы и колоссального опыта.

В Киеве же Никита Сергеевич обещает рассказать о секретах «творческой кухни», скандальных перипетиях вокруг своей последней картины, а также поделиться своими ощущениями о перспективах культурного диалога Украины и России. От него можно ожидать и интересных историй, и актерских импровизаций, и провокационных высказываний. Как бы там ни было, а разговор обещает быть интересным, главное — не забыть вовремя включить свой «внутренний» фильтр.

gordzievskaya
Share
Published by
gordzievskaya