Традиционные осенние русские торги на мировых аукционах в этом году отличает большое количество выставленных на продажу настоящих музейных ценностей. При этом неизменные соперники Christie’s и Sotheby’s предложили на торги сразу два шедевра Василия Верещагина — полотно «Распятие на кресте у римлян» и картину «Жемчужная мечеть в Дели», причем каждый из аукционных домов претендует на превалирующую исключительность своего предложения
Бруклинский музей изобразительного искусства в Нью-Йорке, где русскую живопись в основном представляют мастера модерна и авангарда, неожиданно решил распрощаться с уникальным холстом Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян», выставив его на Christie’s. В свою очередь эксперты этого аукционного дома предварительно оценили полотно в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов, а сами торги намечены на 28 ноября в Лондоне.
Продать картину и тем самым изыскать средства для «оживления» экспозиции музей решил по причине на удивление малой популярности этого произведения у посетителей. Достаточно сказать, что чрезвычайно интересная работа Верещагина последний раз покидала запасники в далеком 1932 г. По словам представителя музея, «Распятие на кресте у римлян» заслуживает гораздо более богатой истории экспонирования. Отметим, что в коллекции Бруклинского музея полотно Верещагина находилось с конца XIX в. и с тех пор ни разу не выставлялось на продажу.
Картина «Распятие на кресте у римлян» была создана художником в 1887 г. во время пребывания в Париже. Она входит в состав трилогии, посвященной крайностям смертной казни в Римской, Британской и Российской империях. В рамках трилогии также появились картины «Взрывание из пушек в Британской Индии» и «Казнь через повешение в России». При этом «Распятие на кресте у римлян» отличается особенным композиционным решением. Верещагин изобразил на картине фигуру распятого Христа не в центральной части холста, а у правого края полотна, что противоречило сложившейся ранее традиции. Таким образом, ключевым объектом композиции стала толпа.
«Возможность иметь дело с выдающимся произведением искусства подобного рода — это знаковое событие в профессиональной биографии любого специалиста,— заявила Сара Мэнсфилд, глава лондонского департамента русского искусства Christie’s.— Мы выражаем особую благодарность руководству Бруклинского музея за оказанное содействие и с нетерпением ждем того момента, когда полотно Верещагина «Распятие на кресте у римлян» смогут увидеть почитатели его творчества по всему миру».
Еще одно солидное собрание культурно-художественных ценностей в США — Музей изящных искусств Бостона, как бы сговорившись, также порадовал предполагаемых охотников за шедеврами Верещагина. Аукционный дом Sotheby’s выставил 1 ноября в Нью-Йорке в качестве основного топ-лота картину Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» (1876-1879 гг.) с эстимейтом в $3-5 млн. По словам представителя аукционного дома, огромное полотно (его размер около 4 на 5 метров) является одним из наиболее ярких произведений художника, выполненных им под впечатлением от путешествия в Индию.
«Поражая своей величиной, «Жемчужная мечеть в Дели» являет собой настоящее художественное совершенство,— уверяет руководитель отдела русской живописи, старший вице-президент Sotheby’s в Нью-Йорке Соня Беккерман.— Она подчеркивает заслуги Верещагина в качестве одного из ведущих изобразительных историков XIX в.». Кроме того, госпожа Беккерман считает, что хотя Верещагин стал знаменит как один из наиболее выдающихся художников-баталистов, «Жемчужная мечеть в Дели» свидетельствует об удивительной универсальности мастера. Организаторы предстоящего аукциона не преминули сделать особый акцент на том, что именно «Жемчужная мечеть в Дели» является самой выдающейся и ценной работой Верещагина, которая выставляется на торги впервые за сто лет. Как бы там ни было, но, по мнению специалистов, «Жемчужной мечетью» и другими работами прославленной индийской серии Верещагин достиг вершины своего живописного мастерства. В 1888 г., испытывая некоторые финансовые затруднения, художник решил продать некоторые свои картины, в том числе и «Мечеть», в Америке, которая уже была известна обилием богатых покупателей. Он лично отправился в Нью-Йорк, став первым русским художником, удостоенным в США персональной выставки. Это был подлинный триумф: все показанные произведения легко ушли с молотка на последовавшем аукционе. Интересно, что тогда «Жемчужную мечеть в Дели» купили за $2,1 тыс., что считалось хорошей ценой. Полотно приобрела некая госпожа Линкольн из Бостона, она-то впоследствии и подарила картину бостонскому музею.
В перечне топ-лотов нью-йоркского аукциона Important Russian Art также выделяются три работы модного ныне Николая Фешина: «Черемисская свадьба» (1908 г.), «Крестьянская девушка» (1938 г.) и «Танцовщица в храме», причем, как ни странно, первую из них предварительно оценили в такую же сумму, как и Верещагина. Еще одним важным лотом будет полотно Бориса Кустодиева «Медный всадник» (эстимейт $3-4 млн.), написанное им в 1918 г. в честь первой годовщины Октябрьской революции. Кроме того, на аукцион будут выставлены картины «Лица поколения» Аристарха Лентулова, принадлежащие к его «индустриальному периоду», «Песчаное побережье» Ивана Шишкина, «Московская улица» Наталии Гончаровой и еще более 20 шедевров русских художников XIX-XX вв.