Режиссерскую работу «Турне» французского актера Матье Амальрика, получившего в прошлом году в Каннах приз за режиссуру, показали в Киеве в рамках Фестиваля допремьерных показов. Ознакомиться с изнаночной стороной настоящего бурлеска украинские киноманы смогут уже в июне
Несмотря на то что на родине Матье Амальрик был буквально обласкан критиками, получив за свою картину и Золотую пальмовую ветвь как лучший режиссер, и приз ассоциации кинокритиков «Фипресси», а также семь номинаций на премию «Сезар», назвать «Турне» чем-то новым и значимым для современного кинематографа язык не поворачивается. Во время просмотра то и дело норовит появиться мысль, что это мы видели и чувствовали, но, тем не менее, режиссеру все-таки удается втянуть зрителя вглубь картины, и назойливые мысли отступают на задний план.
Господин Амальрик смог достичь, пожалуй, самого главного — создать такую атмосферу, в которую зритель, даже, возможно, против своей воли погружается с головой, ни на йоту не сомневается в правдоподобности происходящего и искренне сочувствует героям картины. Всепоглощающую безысходность, ощущение непроглядного одиночества Амальрик сумел показать так, что после просмотра не хочется сигануть в реку с ближайшего моста, но кинотеатр покидаешь в туманном меланхоличном состоянии и продолжаешь размышлять, что же будет с главными героями фильма после окончания турне.
Сбежавший из Франции, некогда успешный продюсер Жоаким (Матье Амальрик) планирует свое триумфальное возвращение на родину. Взявшись устроить грандиозное турне труппе американских танцовщиц с эротическим шоу «Новый бурлеск», во Франции он сталкивается с тем, что никто не забыл его неоднозначные поступки, никто его не ждет, и никто не собирается помочь. Попытки возобновить отношения с детьми, коллегами и любовницами заканчиваются ничем, а единственными близкими людьми становятся его подопечные тучные барышни, которые на самом деле ему нужны больше, чем он им. В итоге грандиозные гастроли превращаются в череду выступлений в третьесортных залах, а вместо вожделенной парижской сцены «Новый бурлеск» ждет заброшенная гостиница в глубинке страны.
В картине без прикрас наглядно продемонстрирована изнанка этого мира. «Новый бурлеск» — совсем не то, что недавно пытались показать Шерр и Агилера. Бурлеск — это гротескные барышни пышных форм, первое знакомство с которыми скорее вызывает отторжение, чем симпатию, трясущие своими чрезмерно украшенными блестками и перьями телесами и распевающие похабные песенки. Но когда они выходят на сцену, их недостатки превращаются в достоинства, исчезает малейший намек на вульгарность, остается чистое творчество, и наблюдать за выступлениями без увлечения и улыбки просто невозможно.
Артистки переезжают из города в город, не имея возможности даже бегло посмотреть его. Дешевые отели, постоянные переезды, отсутствие отдыха и общения, глобальное одиночество, которое каждая пытается прикрыть якобы самодостаточностью и своей индивидуальностью,— вот что значит турне. А зритель, следуя за ними, проникается сочувствием. Искренне поражается, как им удается в таких условиях сохранить силу духа и с юмором, пусть и горьким, относиться к себе и всему происходящему. И даже с тем, что обещанный Париж они так и не увидят, они готовы смириться, ведь им не привыкать к тому, что жизнь редко поворачивается к ним лицом. У них же остается простой зритель, маленький мужчина Жоаким и ощущение того, что они на самом деле нужны друг другу, а еще — атмосфера уюта и праздника.
В одном из интервью Матье Амальрик отметил, что человек, который породил в нем желание заниматься кино,— Отар Иоселиани (актер вместе с родителями какое-то время жил в Москве). «Мне и захотелось, как он, не играть в фильмах, а делать их. Выстраивать вокруг себя целый мир, как Иоселиани»,— говорит Матье Амальрик. И стоит отметить, что как раз «выстроить мир», пусть несколько камерный и локальный, Амальрику безусловно удалось.
Подкупает «Турне» не в последнюю очередь своей документальностью, ведь сколоченная из американских артисток труппа действительно отправилась в турне, а все съемки шоу — это съемки их реальных выступлений. Фильм буквально балансирует на грани: в моменты демонстрации экстравагантных номеров возникает эффект личного присутствия среди публики в зале или ощущение того, что всю странную пошловатую компанию американских вульгарных танцовщиц ты наблюдаешь, сидя на соседнем диване в лобби дешевого отеля, когда же действие возвращается к проблемам в личной жизни героя Амальрика, которые лишь служат движком развития сюжета,— осознаешь, что смотришь художественное кино. Но кино, бесспорно, качественное и атмосферное.