Досуг

«Прислугу» сделали «черные» женщины

Завтра в украинский прокат выходит фильм «Прислуга» режиссера Тейта Тейлора. Картина о тяжелой жизни чернокожих домработниц в самом расистском штате Миссисипи 60-х годов стала кассовым лидером в США. Фильм 25 дней подряд возглавлял ежедневный американский чарт кассовых сборов и уже получил ряд престижных номинаций и наград

Несмотря на то, что фильм претендует и на главную премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» (в которую лента попала отнюдь не только благодаря свойственной киноакадемикам политкорректности), наиболее заслуженными и оправданными являются все-таки актерские номинации. Не только исполнительницы главных ролей Виола Дэвис, Октавия Спенсер и Джессика Честейн заслуживают искренних комплиментов, но и весь женский актерский ансамбль. Благодаря их мастерской игре «Прислуга» не превращается в социальную драму о бытовом расизме, а остается тем, чем и должна была бы быть, — качественной, красочной экранизацией женского романа о непростой жизни чернокожих женщин и о том, что и среди белых встречаются неравнодушные, адекватные, сознательные личности. А все морализаторские размышления о братстве и равенстве, смелости и духе перемен органично разбавляются яркими характерами персонажей, которые не дают зрителю соскучиться и провоцируют искреннее переживание всего спектра эмоций.

«Прислуга» — экранизация одноименного романа-бестселлера американской писательницы Кэтрин Стокетт, подруги детства режиссера Тейта Тейлора. Главная белая героиня Скитер (Эмма Стоун) — 23-летняя девушка, мечтающая стать писательницей. Когда Скитер возвращается из колледжа домой, ей приходит оригинальная идея — написать книгу о том, что на самом деле чувствуют и думают чернокожие домработницы. Заинтересовав идеей потенциального издателя, девушка обращается за помощью к тем, кто работает на дому у ее подруг, — Эйблин (Виола Дэвис) и кухарке Мисси (Октавия Спенсер). Однако в расистском городке все еще действуют законы Джима Кроу — и угнетенные терпеливые черные рассказчицы рискуют не только своим рабочим местом и благополучием семьи, но и свободой, а возможно, и жизнью. Режиссер Тейт Тейлор удержался от соблазна превратить ленту в политическую остросоциальную ленту о расовой дискриминации, которая считается искорененной в современном цивилизованном обществе, и остался в очерченных книгой рамках истории о жизни конкретных женщин. «Мы не боремся за права — мы просто рассказываем, как было на самом деле»,— говорит одна из героинь, и это в наибольшей степени соответствует самому фильму, в котором режиссер мастерски сгладил все острые углы и неприятные моменты. В нем нет ни вызова, ни бунта, ни претензии на озвучивание неведомых истин. Хотя здесь и идет речь о расизме, снобизме, ограниченности и высокомерии, о ментальности, воспитываемой столетиями. «Прислуга» — грамотная, до миллиметра выверенная, живая, трогательная женская бытовая драма, которая моментально находит путь к сердцу зрителя и прочно удерживает его внимание и чувства вплоть до финальных титров.

Тонкая стилизация под соответственный временной промежуток, потрясающая игра всего актерского ансамбля, прекрасное чувство юмора, помимо увлекательного сюжета, — безусловные достоинства фильма. Все герои, черные и белые, — яркие, живые, четко прописанные персонажи. И положительные, и отрицательные, они запоминаются зрителю и провоцируют искреннее сопереживание или негодование. А едкая сатира, ирония, простые доступные шутки, приправленные душещипательными переживаниями и настоящими чувствами, не дают возможности заскучать. Радует глаз красочная визуализация, качественная стилизация под американскую глубинку 60-х (особенно нарядные платья в стиле пин-ап белых домохозяек и длинные кадиллаки), а также музыка Томаса Ньюмана. И все это в комплексе делает «Прислугу» колоритным, добротно сделанным фильмом, после просмотра которого нет ощущения напрасно потраченного времени.

panafidina
Share
Published by
panafidina