Аукционный дом Sotheby’s проведет 29 июня в Лондоне вечерние торги Contemporary Art. Среди 88 лотов главным произведением этого аукциона станет шедевр британца Фрэнсиса Бэкона Crouching Nude («Скорчившаяся обнаженная»), получивший предварительную оценку в 7-9 млн. фунтов стерлингов
Отличная подборка сильных работ виднейших мастеров современного искусства, предназначенная к распродаже на Sotheby’s, содержит также и 34 лота из The Duerckheim Collection, наиболее важного собрания послевоенного немецкого искусства, которые прежде никогда не выставлялись на публичные торги. В их числе полотна Георга Базелитца, Сигмара Польке, Герхарда Рихтера, Блинки Палермо и ряда других художников «немецкой волны» 1960-х. Появление на арт-рынке картин такого уровня качества и значения представляет собой особый редчайший случай в современной аукционной деятельности.
Особняком стоит полотно Бэкона,— одно из его самых крупноформатных, размером 198 на 145 см, написанное в 1961 г. «Скорчившаяся обнаженная» производит действительно странное впечатление, в чем могут убедиться посетители предаукционной выставки в Лондоне, которая будет работать с 25 по 29 июня. В замкнутом пространстве изумрудно-зеленого ложа, опершись на руку, расположилась особа «обнаженной», человека с явно мужским лицом, вроде бы наделенного вторичными половыми признаками женского тела. Так буйная и нетрадиционная фантазия Фрэнсиса Бэкона отразила непростые интимные отношения художника с военным летчиком Питером Лейси. Исход любовных отношений был трагичен. Бэкон и сам не скрывал своего особого пристрастия к сильнодействующим веществам, в частности, к крепкому спиртному, понятно, что удержать своего друга от «употребления» он не смог. В результате Лейси умер от алкоголизма в 1962 г. Таким образом, «Скорчившаяся обнаженная» отражает мучительные переживания художника. Однако, надо сказать, что чувства, испытанные Бэконом в это время, стимулировали его на создание целого ряда шедевров 1960-х годов. «Скорчившаяся обнаженная», одна из последних сильных работ художника, была включена в его ретроспективную передвижную выставку из 90 картин, открывшуюся в галерее Тейт в мае 1962 г., и этот показ подтвердил репутацию Бэкона как ведущего британского художника современности.
«Как и Пикассо, Бэкон является крупнейшим художником послевоенного времени. Его Crouching Nude — это произведение исключительного уровня, знаменующее собой один из поворотных моментов в его карьере,— заявил заместитель главы Sotheby’s в Европе и ведущий эксперт международного отдела современного искусства Оливер Баркер.— Эта работа в полной мере обнажает обычно скрытую от глаз его творческую лабораторию. Мы уверены, что Crouching Nude получит высочайшую оценку у самых взыскательных коллекционеров всего мира».
Не секрет, что в качестве «моделей» на своих картинах Бэкон часто запечатлевал крайне далеких от реальной натуры близких друзей и знакомых, в круг которых в 1960-х входили Питер Лейси, Лусиен Фрейд, Джордж Дайер, Изабель Раусторн и другие люди. Впрочем, художник никогда не писал их с натуры, предпочитая работать по фотографиям и по зрительной памяти. Своими изломанно-деформированными, как бы переплетенными формами обнаженные объекты Бэкона сравнимы с пришельцами из иных, подсознательных миров.
Стоит также отметить, что именно Sotheby’s принадлежат 4 из 5 аукционных рекордов Бэкона, в том числе и абсолютный ценовой рекорд на произведение современного искусства, поставленный «Триптихом» художника ($86,2 млн.) на торгах в Нью-Йорке в мае 2008 г.