Авторы первого украинского сборника короткометражных фильмов «Мудаки. Арабески» презентовали свой второй проект в цикле украинского безбюджетного кино под названием «Україно, goodbye!». На этот раз концепция будущего альманаха заинтересовала государство, которое частично и профинансирует его реализацию
Альманах «Україно, goodbye!» полностью посвящен исследованию причин эмиграции украинцев, в его рамках молодые кинематографисты попытаются проанализировать и выяснить, почему практически половине молодых украинцев, и не только молодых, некомфортно жить в родной стране, что толкает их искать счастья за пределами Украины. По данным исследования центра «София», 50,4% опрошенных молодых респондентов озвучили, что готовы покинуть Украину. В августе этот проект выиграл право на частичное финансирование в первом открытом конкурсе кинопроектов Государственного агентства по вопросам кино. По словам руководителя агентства Екатерины Копыловой, данный проект заинтересовал не только тематикой, но и тем, какие возможности он предоставляет для молодых кинематографистов. «Поддержка молодого поколения украинских кинематографистов является на данный момент одним из основных заданий Госкино,— прокомментировала госпожа Копылова.— Кроме того, поддержка государством социально острого кино, которое поднимает столь болезненные вопросы, должна восприниматься обществом как зрелая и ответственная позиция политики государства. Мы не просто озвучиваем эту проблему, мы пытаемся найти способы ее решения».
В альманах войдут 30 короткометражек, из которых только 16 наполовину профинансирует государство. Общий бюджет создания 16 фильмов составляет 8 млн. грн., из них 4 млн. грн. предоставит государство, вторую половину обеспечат независимые продюсеры и продакшн-компании. «Согласно нормативам Госкино, производство одного короткометражного фильма стоит 1 млн. грн., в нашем же случае мы получаем всего 4 млн. грн. на создание 16 фильмов,— отмечает один из продюсеров проекта Денис Иванов, генеральный директор компании «Артхаус Трафик».— Кроме того, большая часть этих средств потом вернется государству в виде всяческих налогов и сборов». Игорь Савиченко, второй продюсер проекта, отмечает, что только сотрудничество с государством на данный момент дает возможность снимать кино, отличающееся от телевизионного формата. «Мы идем на сложный диалог с государством, поскольку только так появляется возможность создавать отечественное кино европейского уровня, а не блокбастеры и фильмы в формате телевидения,— продолжает господин Савиченко.— Поскольку такое кино не приносит прибыли, привлечь спонсорские деньги или деньги бизнеса практически невозможно. А фондов, аналогичных европейским, у нас нет, поэтому такое сотрудничество пока что единственная возможность снимать в Украине другое кино».
Осенью 2012 г. «Україно, goodbye!» выйдет в украинский прокат. Правда, на большом экране зрители увидять лишь 16 картин, остальные войдут в качестве бонуса в DVD-издание. Хотя сама по себе тема альманаха не предполагает положительных эмоций, создатели обещают, что «чернушным» он не будет. «Наша задача не спровоцировать волну эмиграции и не вернуть те 7 млн. человек, которые живут за границей, на родину, а обратиться к активным гражданам, заставить их подумать над тем, как можно исправить удручающую ситуацию,— комментирует Игорь Савиченко (компания Pronto Film).— Альманах будет включать абсолютно разные жанры, в том числе и комедии. Это будут эмоциональные качели, от социального реализма и чернухи до комедийных картин с адекватным чувством юмора».
От первого проекта «Мудаки. Арабески» (его в кинотеатрах посмотрело около 10 тыс. зрителей) нынешний отличается тем, что к его реализации привлечены в основном молодые начинающие кинематографисты. Можно по-разному относиться к уровню работ первого альманаха, качество второго также вскоре оценит зритель. Однако уже только один факт того, что кино в Украине, несмотря ни на что, снимается, говорит о позитивных тенденциях. «Украинскому кинематографу необходим ядерный взрыв, появление новых профессионалов, и сейчас мы пытаемся идти по этому пути,— продолжает тему господин Иванов.— Сперва молодежь снимает короткий метр, который имеет все шансы привлечь к себе внимание на ведущих международных кинофестивалях, позже у них появляется возможность запуститься с полным метром. Вот по этой стезе мы и пошли, пытаясь развить киноконтекст в Украине, и уже видим определенные сдвиги. Объединение всех усилий киноотрасли дает возможность создать феномен украинского кино, вытащить его с периферии и сделать центром общественного внимания».