Украденные произведения искусства редко возвращаются на свои места
Окончание августа отметилось двумя громкими событиями, связанными с «перемещением культурных ценностей». Первое из них, печальное, произошло в Египте, где из каирского Музея имени Махмуда Халиля была похищена картина Винсента Ван Гога «Маки» ($50 млн.). Другое — возвращение в Украину «Поцелуя Иуды» кисти Караваджо ($100 млн.). Для обоих ограблений характерен крайне брутальный способ кражи. Полотно «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» грубо выдрали из рамы, примерно в той же безжалостной манере был вырезан и холст Ван Гога. Однако, в отличие украинского случая, когда ограбление Одесского музея западного и восточного искусства летом 2008 г. в общем-то не вызвало серьезного разбора на самом высоком государственном уровне и масштабного общественного резонанса, египетские власти с самого начала прибегли к самым жестким мерам.
Дело взял под личный контроль министр культуры Египта Фарук Хосни, введен в действие план беспрецедентного пограничного контроля возможного вывоза «Маков» за пределы государства, хотя контроль на таможне этой страны и без того славится своим пристрастием. Египетский миллиардер Нагуиб Савирис, возглавляющий крупнейшую в АРЕ компанию — мобильного оператора Orascom Telecom, заявил, что готов заплатить миллион египетских фунтов (около $175 тыс.) только за информацию о том, где находится украденная картина Ван Гога.
Но вот если ограбить одесский музей, лишенный современных средств безопасности, по сути, было для грабителей легкой прогулкой, то обокрасть основанный в 1962 г. продвинутый музей в Каире, снабженный камерами видеонаблюдения и при этом умудрившийся пасть жертвой похитителей, выглядит явно неадекватно. Достаточно сказать, что в его экспозиции находится более двухсот произведений изобразительного искусства, в основном полотна Поля Гогена, Огюста Ренуара, Клода Моне и других видных европейских художников XIX-XX вв. Тем не менее почти сразу после обнаружения пропажи 21 августа полиция выяснила, что из 43 камер слежения работали только семь, а сигнализация, непосредственно подведенная к картине, не работала. Все указывало не только на халатность сотрудников и руководства музея, но и свидетельствовало об организованности действий преступников. Как ни странно, но «Маки» однажды не по своей воле уже покидали пределы каирского музея. Но в 1978 г. картину через два года чуть ли не случайно обнаружили в Кувейте.
Следует отметить, что августовский прецедент подтвердил тот факт, что картины Винсента Ван Гога стали излюбленными объектами для похитителей. Так, полотно «Подстриженные ивы», написанное в 1885 г., в мае 1999 г. было вынесено «любителями прекрасного» прямо из центрального офиса банка Van Lanschot, где находилась его корпоративная коллекция. Раскрыть преступление удалось только в начале 2006 г., когда зарвавшиеся торговцы краденым стали предлагать «Ивы» потенциальным покупателям. Картина благополучно всплыла, но вот непосредственных грабителей найти так и не удалось. Кстати, два шедевра Ван Гога до сих пор находятся в десятке наиболее громких нераскрытых хищений.
Примечательно, что крупнейшее на сегодня ограбление музея произошло именно в текущем году. В ночь с 19 на 20 мая из парижского Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris (Музей современного искусства) были похищены сразу пять картин выдающихся мастеров: Пикассо, Матисса, Модильяни, Брака и Леже. По самым скромным подсчетам, стоимость похищенных работ превысила $615 млн., что стало абсолютным рекордом. До этого печальное первенство принадлежало Isabella Stewart Gardner Museum в Бостоне, США, ограбленному в марте 1990 г. Тогда двум преступникам в полицейской форме удалось похитить картины Вермеера, Рембрандта, Мане, Флинка и других художников общей стоимостью $300 млн.
В этом свете короткое путешествие «Поцелуя Иуды» Микеланджело Меризи да Караваджо можно считать редкой и удивительной удачей. В обнаружение холста и скорую, бесконфликтную передачу его украинской стороне верилось с трудом. «Я хочу поблагодарить за возможность забрать сегодня прекрасную картину, которая принадлежит Украине. Это подарок украинскому народу»,— заявил президент Виктор Янукович во время своего визита в Германию.
Но дело далеко не завершено. Специалисты должны провести криминалистическую экспертизу, которая и даст твердый ответ относительно атрибуции картины. Предстоит тщательная окончательная реставрация полотна и решение вопроса его дальнейшего места хранения и экспонирования. Однако можно предположить, что надеяться на возвращение горемычного холста в Одессу вряд ли стоит. Возможно, музей, чья коллекция достойна пополниться этим произведением высочайшего мирового уровня, следует определить путем специального государственного тендера. Кроме того, министр внутренних дел Анатолий Могилев обещает не успокоиться до той поры, пока подозреваемые в краже картины «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» и нанесении ей ущерба будут экстрадированы из Германии в Украину и предстанут перед следствием.