Досуг

Победа в войне не повод для насилия

Ко Дню защитника Отечества в украинский прокат выходит военная драма «4 дня в мае», поставленная немецким режиссером Ахим фон Боррисом, выписанным для этих целей исполнителем одной из главных ролей и по совместительству одним из продюсеров фильма Алексеем Гуськовым

Премьера фильма, снятого в копродукции Россией, Германией и Украиной, состоялась в августе на кинофестивале в Локарно. После картина приняла участие в 9-м кинофестивале военного кино имени Юрия Озерова, на котором была признана лучшим фильмом, а исполнитель одной из главных ролей Алексей Гуськов — лучшим актером. Также не осталась незамеченной лента на кинофестивале в Выборге, получив специальный приз жюри и приз зрительских симпатий.

В основу сюжета фильма, по словам создателей, легла реальная история о том, как небольшая группа советских солдат за пару дней до победы вступила в бой со своими, защищая немецких детей. «Эту историю я услышал по радио в 2005 году, 9 мая. Военный историк Дмитрий Фост выступал в какой-то передаче, посвященной Дню Победы. И он рассказал случай, как в последние дни войны советская разведрота, занявшая немецкий пансионат, не дала русским солдатам изнасиловать немецких девочек, объединившись с вражеской частью,— рассказал Алексей Гуськов на презентации ленты в Киеве.— Это были всего три сухие строчки, но для меня они стали сильнейшим эмоциональным шлепком. Я подумал: что же должно было там произойти с нашими солдатами за эти четыре дня, чтобы они открыли огонь по своим?»

Над сценарием, дабы удержать баланс между симпатиями к «своим» и «чужим», совместно работали немецкий режиссер Ахим фон Боррис и Эдуард Резник. Для того чтобы лента не провоцировала идеологические передергивания, авторы сценария ввели в сюжет персонаж 13-летнего немецкого мальчика-сироты. Зритель видит происходящее его глазами, поэтому и ожидать от ребенка каких-либо «правильных» высказываний не возникает соблазна. В итоге, по мнению съемочной группы, фильм получился и не русским, и не немецким. Это картина о войне без войны, показавшая известные всем события с другой стороны, о которой в советское время не принято было говорить даже шепотом у себя на кухне.

События фильма разворачиваются в последние дни Великой отечественной, когда военные действия практически не велись. Восемь советских разведчиков занимают особняк, в котором во время войны располагался детский дом, обитателей которого не успели эвакуировать. Задача наших — предотвратить бегство оставшихся на этой территории немецких отрядов в Данию, взяв их в плен. Но за несколько дней, проведенных рядом с детьми, разведчики понимают, что главная их задача — спасти обитателей детдома от своих же, советских солдат, переставших за годы, проведенные в мясорубке войны, видеть разницу между добром и злом. «Я не за немцев и не за русских. Я за отсутствие идеологии,— комментирует Гуськов.— Была идеологическая машина, как с той стороны, так и с нашей. А этот фильм о людях. О том, что между нами гораздо больше общего, чем можно было представить».

Главная битва фильма разворачивается не с врагом, а внутри каждого отдельного персонажа. «Дело в том, что я, как и многие, знал от своего деда совершенно о другой войне,— отметил исполнитель одной из ролей Андрей Мерзликин.— Ахим рассказал мне о своем деде, и оказалось, что его история не менее драматична, чем моя. В итоге наши взгляды совпали». Каждому из героев фильма после кровавой бойни и мясорубки войны нужно как-то возвращаться к мирному существованию, к обычной жизни. И выйти из этого страшного похмелья человеком удается отнюдь не каждому, и цвет военной формы в этом случае не играет никакой роли. «4 дня в мае» — это фильм не про войну, а про людей, которые, несмотря на весь тот ужас, через который им пришлось пройти, смогли остаться людьми, сохранить в себе человека.

Для того чтобы картина была убедительной, на съемки пригласили нескольких консультантов с обеих сторон, а также привлекли историков, специализирующихся на самих событиях Великой отечественной. Съемки также проходили на реальной территории, о которой идет речь, в Северной Германии. А декорации детского дома строили по документам. Бюджет фильма составил EUR4,5 млн., а работа над ним велась почти четыре года. Возможно, именно этим объясняется некая скомканность финала картины. Тем не менее сама по себе история настолько интересна, что просто не может оставить зрителя равнодушным.

«Безусловно, фильм «4 дня в мае» не будет топовым и не принесет слишком много денег, но, тем не менее, я не мог устоять и решил приняться за съемки, ведь картина рассказывает о том, что является самым главным в жизни каждого человека, а именно о том, что необходимо уметь делать правильный выбор в той или иной ситуации,— говорит Алексей Гуськов.— Кстати говоря, в Германии фильм уже пользуется популярностью. Об этом говорит даже то, что мы смогли только с половины назначенного проката отбить сумму вложений в фильм».

gordzievskaya
Share
Published by
gordzievskaya